Раннее Новое время в Европе: как закончилось Средневековье? » Блог о искусстве и кино

Раннее Новое время в Европе: как закончилось Средневековье?

Logo


Раннее Новое время наступило после Средневековья. Но когда же закончилось Средневековье? Одни говорят, что это произошло, когда Христофор Колумб ступил на американскую землю. Другие — когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви. Некоторые утверждают, что это произошло, когда Донателло закончил свою статую Давида. Мудрый историк ничего не говорит и улыбается, потому что знает, что ответ не так прост. Более того, гораздо важнее понять, почему эти события происходили.

Раннее Новое время и Средние века: В чем разница?

квентин ростовщик раннее новое время буржуазия
Ростовщик и его жена, Квинтен Метсис, 1514 г., через Министерство культуры

Раннее Новое время во многом отличалось от Средневековья, поэтому мы не можем провести границу между двумя эпохами просто так. Средние века были полны магии и тайн, в то время как в эпоху раннего Нового времени вместе с модерном пришел холодный разум. В Средние века существовала одна церковь на Западе, один универсальный правитель, коронованный папой, и один мир — старый. В эпоху раннего модерна за власть боролись многие церкви и многие могущественные князья, а Новый Свет значительно обогатил старый. Единой универсальной культуры больше не существовало. Католики и протестанты развивали свои собственные культуры и культурные центры. Но что привело к этим переменам? Почему люди Средневековья изменили свое мировоззрение?

Два мира раннего Нового времени

christoper-columbus-arrives-in-america
Кристофер Колумб прибывает в Америку, L. Prang & Co, 1893, через Библиотеку Конгресса США

Христофор Колумб и другие мореплаватели открыли Америку. Нам трудно представить, что это значило. До 1492 года существовали карты, на которых были пустые места. Люди знали, что существует что-то в районах Северной и Южной Америки, но еще не знали, что именно. В наши дни есть неизведанные земли — на дне морей и в сердце джунглей. Но в остальном карта нашей Земли полна.

Земля, которую исследователи открыли в Южной Америке, полностью отличалась от той, которую знали люди. Здесь выращивали табак, кофе и какао. Там были странные животные и еще более странные люди. Европейские христиане XVI века знали о мусульманах и иудеях, но обе эти религии были монотеистическими. И все же на Американском континенте жили люди, которые не слышали имени Иисуса Христа. Их обычаи настолько отличались от евразийской цивилизации, что возникал вопрос, являются ли они вообще людьми. Кардиналы и ученые много дискутировали по этому поводу. Ведь если эти странные народы были людьми, если они обладали человеческими душами, то охотиться и порабощать их было бы неправильно. Европейской цивилизации пришлось пережить шок от осознания того, что существуют люди, не похожие на них.

Как конец Реконкисты положил начало путешествиям

капитуляция гранады ранний современный период
Капитуляция Гранады, автор Франсиско Прадилья-и-Ортис, 1882 г., via Wikimedia Commons

Почему эти мореплаватели отправились в плавание? Что заставило их покинуть относительную безопасность европейских гаваней? Те, кто отплыл первыми, были мечтателями, людьми, которые грезили о новых землях. А технический прогресс позволил им воплотить эти мечты в жизнь. Но это еще не все. Не случайно первые мореплаватели были родом с Пиренейского полуострова.

В 1492 году Реконкиста закончилась, Гранада пала, и последние арабы были изгнаны из Испании. Спустя два столетия наступил мир. Но что делать с рыцарями, которые веками только и делали, что сражались? Эти люди не подходили для мира. Они не хотели работать, не хотели пахать, не хотели заниматься бизнесом. Целый социальный класс гордых, диких и сильных бойцов внезапно остался без работы. Король и королева новой объединенной Испании поступили наилучшим образом для своей страны. Они превратили Реконкисту в Конкисту. Они погрузили своих рыцарей на корабли и отправили их в Новый Свет, чтобы завоевать новые земли для своих короля и королевы. Это спасло Испанию, потому что непокорные рыцари могли стать проблемой. Пока же с рыцарями должны были разбираться жители Америки. Эрнан Кортес и Франсиско Пиццаро были лишь двумя из этих людей.

Война раннего Нового времени: Оружие и наемники

битва вена раннее новое время военные действия
Битва за Вену, 1683 год, через Vienna Unwrapped

В Средние века рыцари-кавалеристы были решающей силой в каждом сражении. Эти рыцари не работали; война была их ремеслом, а добыча — источником дохода. Но то время ушло в прошлое. Порох полностью изменил игру. Теперь пехота была ведущим элементом военной машины, вооруженной ружьями и пушками.

Наемники, специализированные профессионалы, теперь могли выиграть войну. Наемник не следовал строгому моральному кодексу. Он был предан своему отряду и своим товарищам; он сражался за своего нанимателя до тех пор, пока ему платили. Затем он мог свободно сменить сторону. С появлением пушек и ружей война стала выглядеть совершенно иначе, и целый социальный класс оказался безработным. По всей Европе вспыхнули восстания и волнения. Только Испания была избавлена от этой проблемы, потому что испанские монархи отправляли своих рыцарей за границу.

Рождение современного читателя

печатный станок
Рисунок печатного станка, 1770 г., via Wikimedia Commons

Еще одним изменением в XVI веке стал рост грамотности; больше людей могли читать, чем когда-либо прежде. Конечно, причиной этого было то, что стало больше книг для чтения. Более дешевые книги. До изобретения печатного станка в 1450 году на создание книги могли уходить месяцы и даже годы. Теперь же это было делом нескольких дней, а позже и часов.

Первые печатные книги были еще дорогими. Потребовалось время, чтобы печатный станок стал эффективным. В начале XVI века люди по-прежнему переписывали книги и газеты вручную, потому что это было гораздо быстрее. Продавцы книг тщательно выбирали, какую книгу напечатать, потому что создание деревянных блоков для печати текста отнимало много времени. Но была одна книга, которая всегда продавалась, — Библия. С появлением печатного станка Библия стала доступна всем. До того как в 1455 году была напечатана первая Библия Гутенберга, лишь немногие грамотные люди читали рукописные библейские тексты.

Старый грамотный класс обычно мог читать на латыни, и в переводах не было нужды. Но теперь, когда Библия вдруг стала доступна всем, простые люди захотели ее читать, и ее пришлось переводить. Печатный станок привел к росту грамотности, а также к развитию национальных языков в Европе.

И последнее, но не менее важное: когда люди могли сами читать Библию, они начинали задумываться о тексте, о Боге, о своей вере и, что еще важнее, о Церкви. Они начали задаваться вопросом, является ли церковь в ее нынешнем состоянии тем, чем она должна быть.

Окончательный духовный кризис раннего Нового времени

антипапские карикатуры в эпоху раннего модерна
Антипапская карикатура, ок. 1500, via Wikipedia Commons

Состояние Церкви в конце Средневековья было не лучшим. Изнутри и извне раздавались голоса, призывавшие к реформам. За пятнадцать столетий своего существования церковь пережила множество моральных потрясений. Люди привыкли к этому. Но миролюбие пап эпохи Возрождения выходило за рамки того, что могли принять обычные христиане. Папы не только правили как светские князья, но и заводили любовниц и открыто назначали правителями своих собственных детей. Это стало новой нормой, но некоторые люди не хотели с этим мириться и призывали папу и его кардиналов стать смиренными слугами Бога. Титул папы как слуги слуг Божьих теперь был далек от реальности как никогда.

В 1500 году многие люди ожидали конца света. Все казалось таким ясным. Мир так изменился, а церковь так развратилась. Несомненно, конец должен был наступить — человечество не могло продолжать в том же духе. И 1500 казалось удобным числом. Но, как обычно, их Бог не последовал условностям, и Апокалипсис не наступил. Что же тогда? Последовал глубокий духовный кризис. По мере того как все больше людей читали Библию и другие религиозные тексты, все больше людей могли задавать правильные вопросы и искать на них ответ.

Более того, в эпоху раннего Нового времени горожане приобрели влияние; бизнес процветал, и они вкладывали деньги в будущее своих душ. В Средние века аристократия в основном жертвовала деньги и землю церкви, чтобы добиться благосклонности Бога. Теперь то же самое стали делать и мещане. А когда вы платите за что-то, вы следите за своими вложениями. Таким образом, все больше мирян чувствовали, что имеют право подвергать сомнению мораль церкви.

Религиозные реформации раннего Нового времени

вернер лютер диета червей
Лютер перед Вормсской диетой, Антон фон Вернер, 1877, через Штаатсгалерию Штутгарта

Сегодня историки в основном сходятся во мнении, что именно Мартин Лютер стал инициатором изменений, которые привели к созданию различных протестантских конфессий и реформе католической церкви. Лютер принадлежал к Средневековью, он не был гуманистом эпохи раннего Нового времени. Он был средневековым ученым с очень оригинальным мышлением и, что еще важнее, с очень влиятельными сторонниками. Он был ответом на самый животрепещущий вопрос, который волновал всех. Немецкая лютеранская церковь разорвала все связи с Римом; после лютеран появились кальвинисты и цвинглиане. Сто лет назад это было бы немыслимо.

Католическая церковь проснулась слишком поздно, чтобы помешать расколу, но тем не менее она проснулась. Трентский собор положил начало католической Реформации и Контрреформации. Католическая церковь избавилась от моральных ошибок духовенства, переосмыслила себя и, наконец, отреагировала на требования людей эпохи раннего модерна. Ранний современный католицизм, как называют его некоторые ученые, был совсем не похож на средневековую церковь. Он был современным; он делал упор на разум, моральный авторитет духовенства и образование. Неизбежное столкновение произошло в XVII веке, когда утвердились протестантские церкви, а католическая церковь восстановила свои позиции. Таким образом, ранний период Нового времени стал временем религиозных споров и даже войн. Впервые в истории христианства не церковь против нескольких еретиков, а церковь против новой церкви.

Культура раннего Нового времени

ренессансный портрет ботичелли
Идеализированный портрет дамы, Сандро Боттичелли, около 1480 года, через Google Arts and Culture

Искусство Ренессанса и гуманистическая культура поставили человека в центр всего. Бог по-прежнему занимал важное место, не заблуждайтесь. Но гуманисты не задавались вопросами о сущности и существовании Бога; они смотрели на Бога через его людей. Ренессанс был культурой образованных мирян и, что особенно важно, образованных бюргеров, культурой богатых итальянских городов. Богатство, экономические перемены и выход людей из буржуазии в бизнес создали идеальные условия для нового типа художника. Художника эпохи Возрождения. Во многом красотой Ренессанса мы обязаны коррумпированным папам и кардиналам XV и XVI веков. Расцвет гуманизма был связан с ростом грамотности. Ученые-гуманисты критиковали старый порядок, старый вселенский порядок, и вместе с религиозной реформацией они привели к его краху.

триумф вакха и адрианы
Триумф Вакха и Адрианы, автор Аннибале Караччи, 1591 г., через Web Gallery of Art

Все эти изменения вместе с преобразованной экономикой положили конец Средним векам и привели к возникновению раннего Нового времени. Но оставались места, где разница была едва заметна. В деревнях люди по-прежнему зависели от природных циклов, и так было вплоть до промышленной революции. Женщины по-прежнему умирали на родовых кроватях, пока современная медицина не изменила ситуацию. Мы никогда не должны переоценивать ярлыки, которые мы навешиваем на исторические периоды, и никогда не забывать о людях, которые жили, чтобы увидеть их.

Вернуться наверх