Римский вопрос: Папа Римский против новой нации Италии » Блог о искусстве и кино

Римский вопрос: Папа Римский против новой нации Италии

Logo


20 сентября 1870 года, когда итальянские войска вошли в Рим через пролом в городской стене у Порта Пиа, Папа Пий IX отказался принять новый статус-кво, объявив себя «узником» Ватикана. Он больше никогда не ступит за пределы дворца. Упорное нежелание Пия IX признать новое Королевство Италия привело к так называемому Римскому вопросу, длительному спору между папством и итальянским государством. Тупиковая ситуация закончилась в 1929 году, когда Бенито Муссолини подписал Латеранский договор — двустороннее соглашение, признающее суверенитет Папы над новым государством Ватикан.

Истоки римского вопроса и Пий IX

папа пий ix обращается к толпе
Папа Пий IX (Джованни Мария Мастаи-Ферретти) обращается к толпе. Источник: Rai Cultura

Когда в 1846 году конклав избрал Джованни Марию Мастаи-Ферретти, епископа Имолы, преемником Григория XVI, новоиспеченный Пий IX оказался в сложном положении — ему предстояло провести Римско-католическую церковь через революционное брожение, охватившее Европу. Многие, в том числе либеральные клирики, призывали нового папу модернизировать и обновить папские государства и церковную доктрину.

пий ix адольф браун фото
Фотография Папы Пия IX, автор Адольф Браун, 1875 год. Источник: Wikimedia Commons

В первые годы своего папства Пий IX, казалось, прислушивался к просьбам либеральных католиков о проведении современных реформ. Он предоставил определенную свободу слова, амнистировал политических заключенных и создал консультативный совет, состоящий из неординированных членов. В отличие от своего предшественника, Пий IX не был огульно недоброжелателен к прогрессу и современным изобретениям. Он одобрил строительство железной дороги на части своих территорий — большом участке земли, который простирался от Рима через центральную Италию до Болоньи. Он также ввел в Риме газовое освещение улиц.

портрет винченцо джоберти пьетро тенерани xix век
Бюст Винченцо Джоберти работы Пьетро Тенерани, XIX век, Чертоза и музей Сан-Мартино. Souree: Catalogo generale dei Beni Culturali

Изначально открытое отношение Пия IX к современности и переменам завоевало ему репутацию «либерального папы». В частности, его политические уступки расположили к нему сторонников либерального католицизма и неогвельфов, которые выступали за объединение раздробленного итальянского полуострова в конфедерацию во главе с папой.

В 1843 г. Del primato morale e civile degli Italiani («О моральном и гражданском превосходстве итальянской расы») Винченцо Джоберти, либеральный священник и философ, заявил, что неразрывная связь между католицизмом и итальянской культурой — это то, что делает Италию уникальной среди европейских стран. Таким образом, в Рисорджименто было возможно только через обновление (и модернизацию) католической церкви. Книга Джоберти имела большой успех, особенно среди либеральных католиков, которые поддерживали движение за независимость Италии. В то время предложение Джоберти имело двойное достоинство: оно предлагало альтернативу республиканизму Мадзини (который умеренные неогвельфы считали слишком радикальным) и возможное решение проблемы сосуществования церкви и будущей итальянской нации.

Когда Пий IX казался терпимым к либерализму и современности, многие католические патриоты приветствовали его как политического и религиозного лидера, описанного Винченцо Джоберти. Однако в 1848 году Пий IX стал выступать против объединения итальянского полуострова, отказавшись от своих прежних симпатий к «современным доктринам».

Папа Римский и Рисорджименто

карта папских государств хондиуса генриха xvii века
Карта папских государств на Итальянском полуострове работы Хенрикуса Хондиуса, XVII век, Cartoteca Storica delle Marche. Источник: Catalogo generale dei Beni Culturali

В 1848 году, когда разразилась первая война за независимость, Пий IX положил конец мечте Джоберти, отказавшись воевать против австрийцев, его «братьев во Христе». За несколько дней до того, как король Сардинии и Пьемонта Карл Альберт объявил войну Австрии, Папа даровал конституцию. Он также назначил ряд народных министерств, чтобы политические потрясения, охватившие полуостров, не дошли до Рима.

Однако 15 ноября его премьер-министр Пеллегрино Росси был убит. В городе вспыхнула демократическая революция, вынудившая его бежать в Гаэту. Тем временем учредительное собрание, избранное всеобщим голосованием, отменило временную власть папы. Однако вскоре Римская республика была разгромлена французской армией.

Когда Пий IX вернулся в Рим в 1850 году, он упорно отказывался идти на какие-либо уступки, подтверждая свое божественное право на осуществление временной власти. Он восстановил инквизицию, индекс запрещенных книг и цензуру прессы. Остальная часть его папства (самая долгая в истории) была отмечена консервативными и реакционными мерами. В первую очередь он яростно противостоял движению за объединение Италии, считая его угрозой своей временной власти и папским государствам.

базилика святого петра_с в ватикане
Фотография базилики Святого Петра в Ватикане. Источник: Turismo Roma

В энциклике 1860 г. Nullis Certis VerbisПий IX выразил протест против предложения Наполеона III сдать Болонью, Равенну и другие города, восставшие против его правления. «Вотчина благословенного Петра должна быть сохранена в полной неприкосновенности и неприкосновенности и должна быть защищена от любого ущерба», — повторил папа. В 1861 году, после создания Итальянского королевства в Турине, Пий IX издал указ Jamdudum Cernimus , чтобы выразить свой отказ признать новую итальянскую нацию или примириться с итальянским правительством. В послании также осуждалась «современная цивилизация», которая «лишает Церковь ее законного владения».

Силлабус ошибок: Пий IX против Королевства Италия

солдаты, защищающие папу
Солдаты, защищающие Папу Римского и его папские государства. Источник: Rai Cultura

После провозглашения Итальянского королевства Савойская монархия и папство сосуществовали в условиях хрупкого перемирия. Перед своей безвременной кончиной Камилло Бенсо ди Кавур, архитектор Рисорджименто, заявил, что столица нового королевства должна быть расположена в Риме. Сторонник политики «свободной церкви в свободном государстве», пьемонтский премьер-министр считал, что папа должен отказаться от своей мирской власти. Многие итальянские патриоты, в том числе Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди, разделяли убеждение Кавура в том, что объединение Италии может быть завершено только с Римом в качестве ее столицы. В 1862 году Гарибальди организовал экспедицию своих краснорубашечников для завоевания Святого города. Опасаясь реакции французского гарнизона, защищавшего Папу, итальянское правительство послало войска, чтобы остановить его. Известие о ранении национального героя при Аспромонте было встречено с шоком и гневом по всему полуострову.

В 1864 году итальянское правительство попыталось решить Римский вопрос дипломатическим путем. В частности, Италия стремилась убедить Наполеона III вывести французский гарнизон из Рима. 15 сентября 1864 года между двумя странами было достигнуто соглашение, позже получившее название Сентябрьской конвенции. Согласно компромиссу, французские войска должны были покинуть Рим. В обмен на это Италия, по всей видимости, отказалась сделать Святой город своей столицей и согласилась защищать оставшиеся папские территории. Добившись вывода французских войск, итальянское правительство надеялось найти предлог для присоединения Рима к остальным частям королевства.

фото пия ix во фраскати
Редкая фотография Пия IX в Фраскати, городе к юго-востоку от Рима, с некоторыми прелатами. Источник: Rai Cultura

Через три месяца после сентябрьского съезда Пий IX официально выступил со своим бескомпромиссным осуждением «современной цивилизации» в Силлабус о главных ошибках нашего времени, документ, опубликованный вместе с энцикликой Quanta Cura. Сайт Syllabus постановил, что все современные доктрины (либерализм, секуляризм, натурализм, рационализм, социализм и марксизм) несовместимы с Католической Церковью. Поэтому они должны быть решительно отвергнуты всеми верующими.

Эти «секты», сетовал Папа, направлены на то, чтобы

«подчинить Церковь Божью самому жестокому рабству, подорвать основы, на которых она покоится, загрязнить ее великолепные качества; и, более того, наносить ей частые удары, сотрясать ее, низвергать ее и, если возможно, заставить ее полностью исчезнуть с лица земли».

Так, 80-я статья осуждала как ошибку веру в то, что «Римский понтифик может и должен примириться и примириться с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией».

Последняя экспедиция Джузеппе Гарибальди и Первый Ватиканский собор

первый ватиканский собор
Первый Ватиканский собор (1869 — 1870). Источник: La Civiltà Cattolica

Весной 1867 года Джузеппе Гарибальди предпринял еще одну попытку завоевать Рим при тайной поддержке Савойской монархии. Король Виктор Эммануил II и его правительство надеялись, что экспедиция Гарибальди вызовет народное восстание в Святом городе и тем самым оправдает вмешательство итальянской армии для «защиты» папы. Однако миссия Гарибальди провалилась. 3 ноября французская армия разгромила краснорубашечников Гарибальди в Ментане, городе к северу от Рима. Итальянскому правительству ничего не оставалось, как арестовать «героя двух миров» и поместить его под домашний арест на острове Капрера.

В условиях нападок на его временную власть и оставшиеся папские владения Пий IX решил собрать всех епископов и кардиналов на Вселенский собор. Папа рассматривал это грандиозное событие, позднее известное как Первый Ватиканский собор, как возможность поддержать Syllabus‘ осуждение «современной цивилизации» и официальное утверждение концепции папской непогрешимости.

Идея о том, что учение папы в вопросах веры и морали не может быть оспорено, была далеко не новой. Однако она еще не была частью официальной доктрины церкви. Для Пия IX и его сторонников принцип непогрешимости был сильным барьером против светской власти и ее подрыва авторитета церкви. 18 июля, несмотря на противодействие немецких, французских и американских епископов, собор провозгласил непогрешимость папы, когда тот дал указание ex-cathedra (с кафедры).

Заявление Пия IX возмутило итальянских и европейских правителей, которые увидели в нем вызов своей власти. «Когда Ева надкусила яблоко и сказала Адаму, что он может/ Иисус, чтобы спасти человечество, сделал себя мужчиной», — комментировал итальянский сатирический еженедельник Il Pasquino, «но наместник Христа, Пий номер девять/Сделав человека рабом, хочет сделать себя божественным».

20 сентября 1870 года: Папа как «узник Ватикана» и закон о гарантиях

breccia di porta pia
Группа итальянских берсальери под командованием генерала Раффаэле Кадорны входит в Рим через «брешь Порта Пиа». Источник: Rai Cultura

1 сентября 1870 года французская армия потерпела поражение при Седане. Наполеон III капитулировал перед королем Пруссии Вильгельмом I. Народное восстание в Париже объявило о конце Второй империи. Неожиданно Папа оказался без своей военной защиты.

Это была возможность, которую итальянское правительство так долго искало. 20 сентября 1870 года итальянские войска наконец вошли в Рим через пролом в городских стенах у Порта Пиа. Пий IX укрылся в Ватиканском дворце и объявил себя «пленником». В энциклике Respicientes ea omnis, он отлучил от церкви «узурпаторов» и объявил оккупацию своих территорий «несправедливой, насильственной, недействительной». «Более того, — говорилось в документе, — Мы протестуем перед Богом и всем католическим миром, что, находясь в таком плену, Мы не можем безопасно, целесообразно и свободно осуществлять Нашу верховную пастырскую власть». 1 июля 1871 года Рим официально стал столицей итальянского государства.

После того как Пий IX отказался вести переговоры с итальянским правительством, 13 мая 1871 года король Виктор Эммануил II подписал так называемый Закон о гарантиях, одностороннее соглашение, призванное урегулировать спор между монархией и папством. Закон предоставлял Папе бессрочное владение Ватиканским и Латеранским дворцами, а также летней резиденцией Кастель-Гандольфо. Эти владения также освобождались от налогов. Итальянское правительство предложило выплачивать Папе ежегодный доход в размере 3 225 000 лир.

Закон о гарантиях также признавал незыблемость духовной власти и апостольской миссии папы. Наконец, правительство освободило итальянских епископов от клятвы верности королю. Однако они должны были получить одобрение правительства, прежде чем взять под контроль любую папскую собственность за пределами Святого города.

вид на сады ватикана
Вид на сады Ватикана. Источник: Стато делла Ситта дель Ватикано

Через два дня после обнародования Закона о гарантиях Пий IX ответил на него энцикликой Ubi nos. Обращаясь ко всем епископам, Папа осудил «гарантии» как «пустые иммунитеты и привилегии». Далее он заявил, что «Божественное Провидение передало гражданское правление Святым Престолом Римскому Понтифику. Это правило необходимо для того, чтобы Римский понтифик никогда не был подчинен какому-либо правителю или гражданской власти».

Пий IX напомнил итальянским правителям, что права и прерогативы Церкви были даны «непосредственно от Самого Бога», а не «заимствованы» у правительства. В 1874 году Пий IX запретил всем итальянским католикам голосовать на национальных выборах, издав декрет Non expedit. В течение последних четырех лет своего понтификата Пий IX ни разу не покидал своей самоизолированной тюрьмы.

Папа Иоанн Павел II беатифицировал его в 2000 году.

Латеранский договор и решение римского вопроса

латеранский дворец рим
Латеранский дворец в Риме, где Бенито Муссолини и Пьетро Гаспарри подписали Латеранский договор. Источник: Finestre sull’Arte

Папа Лев XIII, сменивший Пия IX в феврале 1878 года, продолжил политику своего предшественника в отношении Итальянского королевства, отказавшись признать его существование и оставаясь в Ватиканском дворце. Первое изменение в отношении папства к Савойской монархии произошло во время понтификата Бенедикта XV, который отменил Non expedit , чтобы противостоять растущему социалистическому движению. Так, в 1919 году итальянский священник Дон Луиджи Стурцо основал первую католическую партию в Италии — Итальянскую народную партию (ИНП). На национальных выборах, состоявшихся в том же году, ИПП набрала 21 % голосов. Хотя католикам было разрешено активно участвовать в политике, Римский вопрос оставался нерешенным. Длительная вражда между Италией и папством закончилась только в 1929 году, когда Муссолини и Пьетро Гаспарри, государственный секретарь папы Пия XI, подписали Латеранский договор.

В 3-й статье соглашения итальянское государство предоставило Святому Престолу «полную собственность» и суверенитет над новообразованным государством Ватикан-сити. Оно также признало католицизм «единственной государственной религией», согласившись включить его в программу обучения в государственных школах.

Взамен Папа «провозгласил[ed] Римский вопрос окончательно и бесповоротно решенным и, следовательно, устраненным, и признает[ed] Королевство Италия под властью династии Савойского дома, со столицей итальянского государства — Римом».

Латеранский договор также включал финансовую конвенцию, в которой итальянское государство соглашалось выплатить Папе компенсацию за потерю его территорий. Республиканская конституция 1948 года подтвердила конкордат.

Вернуться наверх