Самые знаменитые художники всех времен

Фотография: Shutterstock
1. Леонардо да Винчи
Человек эпохи Возрождения, Леонардо отождествляется с гением не только за такие шедевры, как «Мона Лиза» (название которой вошло в язык как превосходная степень), «Тайная вечеря» и «Дама с горностаем», но и за его чертежи технологий (самолетов, танков, автомобилей), которые были созданы на пятьсот лет вперед.

Фоторгафия: Courtesy CC/Wikimedia/Jorg Bittney Unna
2. Микеланджело
Микеланджело был тройным мастером: Художник (Сикстинский потолок), скульптор (Давид и Пьета) и архитектор (собор Святого Петра в Риме). А еще он писал стихи. Хотя он работал во Флоренции, Болонье и Венеции, больше всего заказов он выполнил для пап Медичи (в том числе Юлиана II и Льва X) в Риме. Помимо уже упомянутых Сикстинского потолка, базилики Святого Петра и Пьеты, он написал гробницу для папы Юлиана II (в которую вошла его культовая резьба Моисея) и проект Лаврентьевской библиотеки в церкви Сан-Лоренцо. Через двадцать лет после росписи Сикстинского потолка он вернулся в капеллу, чтобы создать одну из величайших фресок эпохи Возрождения: Страшный суд.
Микеланджело Давид, 1501-1504, Галерея Академии (Флоренция)

Фотография: Shutterstock
3. Рембрандт
Один из величайших художников в истории, этот голландский мастер является автором таких шедевров, как «Ночной дозор» и «Демонстрация анатомии руки доктора Николаса Тюльпа». Но особенно известны его портреты, в которых он продемонстрировал сверхъестественную способность передавать сокровенные мысли своих подопечных (в том числе и самого себя) через игру выражения лица и падение света на черты лица портретируемого.
Рембрандт ван Рейн, Автопортрет в образе апостола Павла, 1661

4. Vermeer
Примечательно, что Вермеер был практически забыт на протяжении двух столетий, прежде чем его вновь открыли в XIX веке. С тех пор его признали одной из самых значительных фигур в истории искусства, художником, способным создавать произведения жуткой красоты. Многие утверждают, что Вермеер использовал камеру-обскуру — раннюю форму проектора, и, конечно, мягкое размытие, которое он использует, кажется предвосхищением фотореализма. Но самый важный аспект его работ — это то, как он представляет свет как осязаемую субстанцию.
Иоганн Вермеер, Het meisje met de parel (Девушка с жемчужной сережкой), 1665

Фотография: Courtesy CC/Wikimedia Commons/Antoine Watteau
5. Жан-Антуан Ватто
Ватто (1684-1721) был, пожалуй, величайшим французским художником XVIII века, переходной фигурой между искусством барокко и последующим стилем роккоко. Он делал акцент на цвете и движении, выстраивая свои композиции так, что они почти напоминали театральные сцены, но именно атмосферное качество его работ окажет большое влияние на таких художников, как Дж.М.В. Тернер и импрессионисты.
Жан-Антуан Ватто, Вывеска магазина Жерсена, (1720-21)

Фотография: Courtesy CC/Wikimedia Commons/cgfa.sunsite.dk via web.archive.org
6. Эжен Делакруа
Эжен Делакруа (1798-1863) был одной из самых ярких фигур искусства XIX века. Ведущая фигура романтизма, который отдавал предпочтение эмоциям перед рационализмом, — экспрессивная работа Делакруа с красками и использование цвета заложили основу для последующих авангардных движений 1800-х годов и далее.
Эжен Делакруа, Автопортрет в зеленом жилете, ок. 1837 г.

Фотография: Shutterstock
7. Клод Моне
Возможно, самый известный художник среди импрессионистов, Моне запечатлел изменчивое влияние света на пейзаж с помощью призматических осколков цвета, переданных в виде быстрых мазков. Более того, его многочисленные исследования стогов сена и других предметов предвосхитили использование серийных изображений в поп-арте и минимализме. В то же время его великолепные картины с прудами с лилиями, созданные в конце карьеры, предвосхитили абстрактный экспрессионизм и абстракцию цветового поля.
Клод Моне, 1901 год

Фотография: Courtesy The Art Institute of Chicago/Helen Birch Bartlett Memorial Collection
8. Жорж Сера
Большинство людей знают Жоржа Серата (1859-1891) как изобретателя пуантилизма (который он фактически разработал вместе с художником Полем Синьяком), радикальной техники живописи, в которой на холст наносились небольшие мазки цвета, оставляя зрителю возможность самому дорисовать эти точки и черточки до образа. Не менее важно и то, что Серат отказался от подхода других импрессионистов «поймать момент», выбрав вместо этого упорядоченный композиционный стиль, напоминающий о неподвижности классического искусства.
Жорж Сера, Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884-1886 гг.

Фотография: Shutterstock
9. Винсент Ван Гог
О Ван Гоге ходят легенды как о психически неуравновешенном человеке (в конце концов, он отрезал себе часть уха после ссоры с коллегой Полем Гогеном), но его картины — одни из самых известных и любимых во все времена. (Его картина «Звездная ночь» вдохновила Дона МакКлина на трешевый хит Top 40). Техника Ван Гога, когда он писал густыми мазками, состоящими из ярких красок, выдавленных прямо из тюбика, вдохновляла последующие поколения художников.
Винсент Ван Гог, Автопортрет, 1889

Фотография: Общественное достояние США
10. Эдвард Мунк
Я кричу, ты кричишь — все мы кричим из-за «Крика» Мунка, Моны Лизы тревоги. В 2012 году пастельная версия культовой картины Эдварда Мунка, отражающей современную тревогу, была продана на аукционе по астрономической на тот момент цене в 120 миллионов долларов (эта отметка с тех пор была превзойдена несколько раз). Карьера Мунка — это не просто одна картина. Его принято считать предшественником экспрессионизма, оказавшим влияние на таких художников XX века, как Эгон Шиле, Эрих Геккель и Макс Бекман.
Эдвард Мунк, Крик, 1893

11. Эгон Шиле
Вена на рубеже XX века была теплицей психологического и сексуального напряжения и подавления, и ни одна фигура не отражала эту среду лучше, чем Эгон Шиле (1890-1918), чья лихорадочная чувствительность нашла выражение в рисунках и картинах на темы, которые были столь же откровенны, сколь и нервозны.
Эгон Шиле, Автопортрет с физалисом, 1912

12. Густав Климт
Венский художник-символист конца века Густав Климт известен тем, что использовал сусальное золото, о котором он узнал во время посещения знаменитых византийских фресок в Равенне (Италия). Наиболее известную идею он использовал в своем шедевре «Портрет Адели Блох-Бауэр I», известном также как австрийская Мона Лиза, — картине, разграбленной нацистами во время Второй мировой войны. История ее возвращения законной владелице легла в основу фильма «Женщина в золотом» с Хелен Миррен в главной роли. Другая картина Климта, «Поцелуй», не менее культовая.
Густав Климт, 1914 год

Фотография: Electa/UIG/REX/Shutterstock
13. Пабло Пикассо
Пабло Пикассо родился в Малаге, Испания, и, несомненно, является одним из самых знаменитых художников в истории. Его имя является практически синонимом современного искусства, и это не помеха тому, что он соответствует общепринятому образу гения-затворника, чьи амбиции сочетаются с аппетитом к большой жизни. Он изменил ход истории искусства революционными инновациями, включая коллаж и, конечно же, кубизм, который разрушил удушающую власть репрезентативной тематики в искусстве и задал темп для других художников XX века. Он полностью изменил множество средств, создав так много работ, что трудно осознать его достижения.
Пабло Пикассо, Женщина с веером, 1909

Фотография: Элвин Лэнгдон Кобурн
14. Анри Матисс
Ни один художник не связан так тесно с чувственными удовольствиями цвета, как Анри Матисс. Его работы — это изгибы, уходящие корнями в традиции фигуративного искусства, и всегда сосредоточенные на манящих удовольствиях пигмента и оттенка. «Я не революционер по принципу», — сказал он однажды. «Я мечтаю об искусстве равновесия, чистоты и безмятежности, лишенном тревожных или депрессивных тем… Успокаивающее, умиротворяющее воздействие на разум, что-то вроде хорошего кресла».
Анри Матисс, Париж, 13 мая 1913 года

Фотография: Electa/UIG/REX/Shutterstock
15. Рене Магритт
Имя Рене Магритта широко известно как любителям искусства, так и агностикам, и не зря: он полностью изменил наши представления о том, что реально, а что нет. Когда кто-то описывает что-то как «сюрреалистическое», велика вероятность, что в его голове всплывет образ Магритта.
Магритт Рене, Крыша мира, 1926-1927

16. Сальвадор Дали
Дали был фактически Уорхолом до того, как появился Уорхол. Как и Энди, Дали обхаживал знаменитостей почти как дополнение к своей работе. Картины Дали с его тающими часами и жуткими взрытыми пейзажами были воплощением сюрреализма, а сам он отличался столь же диковинной внешностью, нося длинные вощеные усы, напоминающие кошачьи. Будучи непревзойденным шоуменом, Дали однажды заявил: «Я не странный. Я просто ненормальный».
Сальвадор Дали с Бабу, оцелотом и тростником, 1965

Фотография: Альфред Штиглиц
17. Джорджия О’Кифф
Репутация Джорджии О’Кифф отчасти основывается на идее, что многие из ее картин напоминают определенную часть женской анатомии. Сама О’Кифф гневно отвергала мнение о том, что ее композиции — особенно цветочные этюды — являются символическими изображениями вагин, но эта идея прижилась. Тем не менее, в работах художницы, которые можно охарактеризовать как смесь символизма, прецизионизма и абстракции, есть еще много чего интересного.
Джорджия О’Кифф, 1918 год

18. Эдвард Хоппер
Загадочные картины Хоппера заглядывают в пустоту американского опыта — отчуждение и одиночество, которые представляют собой оборотную сторону нашей религиозной преданности индивидуализму и погоне за часто неуловимым счастьем. В таких композициях, как «Ночные ястребы», «Автомат» и «Офис в маленьком городе», он запечатлел неподвижность, отягощенную отчаянием, а его субъекты оказались в ловушке между стремлением и реальностью. Его пейзажи также пронизаны ощущением того, что открытые пространства Америки столь же чистилищны, сколь и безграничны.
Эдвард Хоппер, Автопортрет, 1906

Фотография: Гильермо Кало
19. Фрида Кало
Мексиканская художница и икона феминизма была художником-перформансистом, использующим краски для обнажения своих уязвимых мест и одновременно создающим образ себя как воплощения культурного наследия Мексики. Ее самые известные работы — многочисленные сюрреалистические автопортреты, на которых она сохраняет царственную осанку, хотя и изображает себя мученицей за личные и физические страдания — страдания, корни которых уходят в жизнь, полную несчастий, включая заболевание полиомиелитом в детстве, катастрофическую травму в подростковом возрасте и бурный брак с коллегой-художником Диего Риверой.
Фрида Кало, 1932 год

Фотография: History Archive/REX/Shutterstock
20. Джексон Поллок
Помешанный на алкоголизме, неуверенности в себе и неуклюжести как обычный художник, Поллок преодолел свои ограничения в короткий, но яркий период между 1947 и 1950 годами, когда он создал капельные абстракции, которые закрепили его славу. Отказавшись от мольберта и разложив холсты на полу, он использовал краску для дома прямо из банки, разбрасывая и размазывая тонкие мотки пигмента, которые оставляли после себя конкретную запись его движений — техника, которая стала известна как action painting.
Джексон Поллок, Отражение Большой Медведицы, 1947

Фотография: Courtesy CC/Wikimedia/Jack Mitchell
21. Энди Уорхол
Технически Уорхол не изобрел поп-арт, но он стал папой поп-арта, выведя этот стиль из мира искусства и привнеся его в мир моды и знаменитостей. Начав как коммерческий художник, он привнес этику рекламы в изобразительное искусство, даже зайдя так далеко, что сказал: «Делать деньги — это искусство». Подобные настроения отбросили экзистенциальные притязания абстрактного экспрессионизма. Хотя он известен такими предметами, как суп Campbell’s, Мэрилин Монро и Элвис Пресли, его величайшим творением был он сам.
Энди Уорхол

Фотография: Aflo/REX/Shutterstock
22. Яёи Кусама
Кусама (родилась в 1929 году) — одна из самых известных художниц, работающих сегодня. Ее огромная популярность связана с ее зеркальными «Бесконечными комнатами», которые оказались неотразимыми для пользователей Instagram, но ее карьера длится уже более шести десятилетий. Еще в детстве японская художница начала страдать от галлюцинаций, которые проявлялись в виде вспышек света или аур, а также полей из точек и цветов, которые разговаривали с ней. Эти переживания послужили источником вдохновения для ее работ, включая вышеупомянутые комнаты, а также картины, скульптуры и инсталляции, в которых используются яркие, фантасмагорические узоры из точек в горошек и другие мотивы. С 1957 по 1972 год она жила в Нью-Йорке, где получила известность благодаря стульям, обитым фаллосами из набивной ткани, а также уличным акциям, включавшим публичное обнажение. Однако психологические расстройства продолжали мучить ее, и в 1977 году она попала в психиатрическую больницу в Японии, где и живет с тех пор.