Берсерки и щитоносцы викингов — увлекательные аспекты конгломератной культуры, уступившей место мифам и легендам. Сегодня популярные СМИ романтизируют и драматизируют этих древних воинов в угоду современной аудитории. Хотя берсеркеры и щитоносцы, несомненно, существовали в той или иной форме, трудно расшифровать саги и поэмы о викингах и отделить факты от вымысла.
Берсеркеры: Каковы факты?
Слово «берсерк» часто ассоциируется со слепой яростью и гневом. Хотя этимология англизированного термина «берсерк» часто обсуждается, большинство сходится на том, что он использовался для описания воинов, которые были более бесстрашными и экстремальными, чем «обычные» викинги. Еще больше запутывает тему то, что слово «берсерк» может иметь различные значения. Оно может означать «голый сарк» или «голая рубашка», что относится к привычке идти в бой без доспехов или даже без одежды. Исландский историк Снорри Стурлусон (1179-1241) рассказывает об этой традиции в своей Сага об Инглингах:
«Они шли без щитов, и были бешеные, как собаки или волки, и кусали свои щиты, и были сильны, как медведи или быки; людей они убивали, и ни огонь, ни сталь не могли справиться с ними; и это то, что называется яростью берсерка».
Другие понимают этот термин как «медвежья шкура» или «волчья шкура», úlfheðinn (Сага о Греттире), в честь звериных шкур, в которые их часто одевали. Скальд Торбьёрн Хорнклофи, который, в отличие от исполнителей эпических саг, приукрашивал правду в пределах допустимого, рассказывает в своей поэме Haraldskvadet о победе Харальда Фэйрхайра (ок. 872 г.), что берсеркеры ревели, а волчьи шкуры выли. Хотя это подразумевает две разные группы, их часто представляют как одну. Такое представление о воинах-викингах, идущих в бой исключительно в звериных шкурах или плащах, привело к появлению мифа о берсеркерах как об оборотнях.
Берсерки как перевертыши?
Концепция берсеркеров как животных-оборотней стала относительно распространенной в популярных СМИ за последние несколько десятилетий. Возрождение мифологии викингов благодаря героям комиксов, таким как Тор, такие книги, как «Толкиен Хоббит, и телесериалы, такие как «Хоббит» на канале History Channel. Викинги, сыграл определенную роль в этом. Однако источник этого понятия восходит к скальдической поэзии времен Поэтической Эдды и Прозаическая Эдда. Как конгломерат анонимных надписей, гравюр и археологических находок, эти Эдды не позволяют сделать однозначных выводов, тем более что викинги любили представлять мифические и легендарные тропы наряду с фактической информацией. Тем не менее, тема животных-перевертышей в их сочинениях представляется аллегорией насилия, безумия и дикости.
Будь то физическое, ментальное или эмоциональное изменение формы, состояние берсерка было вершиной воина, которого и почитали, и боялись, и которому точно нельзя было доверять. Кроме того, хотя в древненорвежских сказках часто встречаются мифологические чудовища и боги — в первую очередь Локи и Один, — человеческие оборотни в этих историях были недопустимы (Snoori, Gylfaginning и Skáldskaparmál).
В саге об Эгильсе Skallagrímsonar, Гида рассказывает Эгилю, как Льот — берсерк — попросил руки его дочери. Однако, поскольку оборотня все ненавидели, он отказался. Окончательная героизация берсеркеров может быть связана с христианизацией писателей-викингов, которые считали древненорвежских богов и сказания языческими и устаревшими.
Как элитные ударные войска
Независимо от того, изображались ли они в виде оборотней или нет, берсеркеры были ударными войсками мира викингов. Согласно источникам, их крайняя жажда войны, связанная с богом Одином, означала, что они были чрезвычайно компетентны. Сражаясь небольшими группами, их появление на поле боя, особенно в почти обнаженном виде, наводило ужас на противника. Как уже упоминалось, во время победы Харальда Фейрхейра в битве при Хафрсфьорде небольшие группы из 12 берсеркеров напали, одетые только в звериные шкуры.
Однако неистовое, неконтролируемое состояние берсерка может стать обоюдоострым мечом. В 1030 году Олав Харральдссон обнаружил это, когда отправил свое элитное братство берсеркеров на передовую. Не сумев удержаться, берсеркеры упреждающе атаковали, чем способствовали поражению и гибели Олава. По мере того как использование воинов-берсерков постепенно сходило на нет — некоторые короли даже объявляли их вне закона, — термин «берсерк» стал обозначать «безумное состояние» или «ярость», и этот идеал был быстро подхвачен современной иконографией.
Носили ли они рогатые шлемы?
Рогатые шлемы действительно появляются на гобеленах — см. гобелен Осеберга — и в металлических изделиях, хотя практичность их ношения в бою сомнительна. Однако на сохранившихся шлемах того периода нет никаких признаков рогатых насадок. В результате историки теперь предполагают, что рогатые шлемы, изображенные в источниках, могли носить ритуальный характер, связанный с животными чертами, которые, по преданию, принимал берсерк.
Использовали ли берсеркеры галлюциногены, чтобы стать берсерком?
Распространенные теории о рогатых шлемах и употреблении галлюциногенов во времена викингов постепенно размываются и развенчиваются в популярных средствах массовой информации. Тем не менее, эти теории не стоит отвергать без тщательного рассмотрения. Использование растений и трав в качестве интоксикантов и лекарств практикуется уже тысячи лет. От древних греков до сибирских шаманов, растения и жидкости, влияющие на сознание, были частью ритуалов во многих культурах. Поэтому вполне вероятно, что берсеркеры входили в измененное состояние после употребления таких веществ.
Теория использования галлюциногенов возникла в 1700-х годах, когда один священник предположил, что состояние берсерка вызывается употреблением в пищу грибов мухоморов (Amanita muscaria). Хотя эта статья основана на реальных сообщениях, священник Самуэль Эдманн никогда не был свидетелем действия этого гриба. Это ядовитое вещество вызывает слуховые иллюзии. Однако процесс, необходимый для его употребления в пищу, а также дополнительные побочные эффекты — рвота, потливость и судороги — делают его маловероятным источником неистового состояния, описанного в сагах.
В последние годы конопля (Hyoscyamus niger) был предложен в качестве более вероятного кандидата. Тем не менее, в сагах ни разу не упоминается использование конопли, мухоморов или других веществ в качестве причины состояния берсерка. Еще одна теория, имеющая вес, гласит, что к состоянию берсерка приводил самовнушенный гипнотический транс, вводивший воинов в диссоциативное состояние при сохранении сознания. Однако эти теории остаются предположениями, поскольку нет достаточных доказательств, чтобы закрепить их как факт.
Щитоносцы: Каковы факты?
О щитоносцах и о том, сражались ли женщины наравне с мужчинами или же это преувеличение средневековых авторов, усугубленное популярностью «сильных» женщин у зрителей XXI века, ведется много споров. Это изображение щитоносцев (skjaldmær) встречается в труде средневекового ученого Саксо Грамматика (Saxo Grammaticus) The История Дании (Геста Данорум, конец XII — начало XIII века), где описываются женщины викингов, которые «одевались, чтобы выглядеть как мужчины, и посвящали почти каждое мгновение своей жизни стремлению к войне» и «ревностно стремились… стать искусными в военном деле». Они также «предлагали войну, а не поцелуи» и «нападали с копьями на мужчин, которых могли бы растопить своим видом». Однако у Саксо История Дании была призвана прославить Данию, а не выступить в качестве фактического исторического отчета.
В других сагах о викингах кратко описываются женщины-воины, такие как Хервор (Сага о Хервараре), искусная лучница и дочь берсерка, возглавившая собственный флот и сражавшаяся с мертвецами в погоне за волшебным мечом Тирфингом. В Eiríks saga rauða’s, другая женщина-воин, Фрейдис Эйриксдоттир, описывается как обладающая боевыми качествами берсерка. Эти рассказы были тщательно проанализированы историками и признаны скорее баснями, чем фактами. Однако недавно споры о существовании щитоносных дев вновь оказались в центре внимания.
Гробница щитоносца?
В 2017 году остеолог Анна Кьелльстрем вновь обратилась к могиле (на фото выше), впервые обнаруженной в 1889 году Хьялмаром Стольпе. Датируемая X веком и расположенная во влиятельном торговом центре викингов Бирка, Швеция, могила содержала останки умершего «героя», похороненного с предметами, указывающими на его элитный статус при жизни. Среди этих предметов были щиты, топор, бронебойные стрелы и две лошади. В этой могиле также находилась игровая доска с фигурками, что говорит о том, что умерший был не простым крестьянином-воином, а лидером, знакомым с военной тактикой и стратегией.
Поэтому было решено, что гробница принадлежит воину-мужчине. Однако при дальнейшем изучении Кьеллстрем заметил, что щеки и бедренные кости скелета имеют скорее женские черты, чем мужские. Из тела были извлечены образцы ДНК и отправлены на анализ в Стокгольмский университет. Результаты подтвердили, что этот высокопоставленный воин викингов был женщиной — в народе ее прозвали щитоводкой. Однако эти данные оспариваются, и наличие оружия в могиле не обязательно означает, что похороненный там человек действительно был воином. Напротив, оно может быть показателем социального статуса.
Важно отметить, что это не единственный пример женского захоронения с оружием или предметами военного искусства. Кроме того, в искусстве того периода есть изображения женщин-воинов. Например, статуэтка женщины-викинга, одетой как воин. Однако считается, что подобные изображения эпохи викингов могут представлять мифических героинь, так называемых валькирий («выбирающих убитых»), а не живых, дышащих женщин.
В норвежской мифологии валькирии были посланы на поле боя Всеотцом, которому было поручено отобрать воинов, достойных войти в Валгаллу, «Зал убитых». Это мифическое изображение показывает готовность средневековых писателей поверить в то, что женщины тоже могут быть воинами, хотя бы в сказках или даже, возможно, в тени реальных примеров. Эти женщины-воины, столь почитаемые в эддах и сагах, вроде бы подтверждаются археологическими находками. Но пока нет достаточных доказательств, чтобы окончательно утверждать это как факт.
При рассмотрении литературных и археологических свидетельств существование берсеркеров и щитоносцев, или, по крайней мере, женщин, похожих на воинов, кажется скорее фактом, чем фантазией. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы не интерпретировать древние источники с помощью современных желаний и увлечений. Напротив, при анализе следует попытаться выйти на точку зрения, более близкую к древнему автору или создателю.