Фотограф, визуальный современный художник, и режиссер Ширин Нешат использует свою камеру как оружие массового творчества, чтобы затронуть такие универсальные темы, как политика, права человека, национальная и гендерная идентичность. После критики ее культовых черно-белых фотографий для Женщины Аллаха серия, художница решила отказаться от фотографии. Она начала исследовать видео и кино, используя магический реализм как способ оперировать творческой свободой. Названо ‘художник десятилетия’ В 2010 году Нешат выступила режиссером и продюсером более десятка кинематографических проектов. Здесь мы предлагаем обзор некоторых из ее наиболее известных видео- и киноработ.
1. Турбулентный (1998): Первая видеопродукция Ширин Нешат
Переход Ширин Нешат к созданию кинокартин стал результатом изменения ее мышления в отношении политики и истории. Художница отказалась от индивидуальной репрезентации (автопортреты из Женщины Аллаха) к рассмотрению других рамок идентификации, которые находят отклик во многих культурах, помимо националистических дискурсов.
С момента своего выхода в 1999 году первая видеопродукция Нешат Turbulent получила беспрецедентное внимание благодаря своим мощным визуальным аллегориям свободы и угнетения. Эта работа ознаменовала прорыв Нешат на международную арт-сцену, сделав ее единственным художником, который когда-либо выигрывал престижную премию Leone d’Or в Венецианской биеннале в 1999 году для Турбулентный, и Leone d’Argento в Венецианский кинофестиваль в 2009 году за Женщины без мужчин.
Турбулентность это двухэкранная инсталляция на противоположных стенах. Ее эстетика полна контрастов, как и ее послание. A мужчина стоит на хорошо освещенной сцене, исполняя стихотворение в фарси написано 13th-векового поэта Руми. Во время выступления перед мужской аудиторией он надевает белую рубашку (знак поддержки Исламской Республики). На противоположном экране женщина в чадра стоит один в темноте пустого зрительного зала.
Когда мужчина завершает свое выступление перед статичной камерой и под аплодисменты, женщина нарушает тишину, чтобы начать свою песню. Ее песня без слов мелизматическая заунывный напев улусы, первобытные звуки и интенсивная жестикуляция. Камера движется вместе с ней, следуя за ее эмоциями.
Хотя у нее нет аудитории, ее послание не требует перевода, чтобы дойти до масс. Ее присутствие само по себе становится бунтарским актом, разрушая патриархальные системы, запрещающие женщинам выступать в публичном пространстве. Ее песня, полная страдания и разочарования, становится универсальным языком против репрессий.
Через голос этой женщины Ширин Нешат говорит о противостоянии противоположностей, в основе которого лежит политический ангажемент, и поднимает вопросы о том. гендерная политика. Черно-белая композиция подчеркивает напряженный диалог о различиях между мужчинами и женщинами в иранской исламской культуре. Художник стратегически помещает зрителя прямо в центр обоих дискурсов, как бы создавая политическое пространство для зрителей, чтобы они размышляли, видели за пределами поверхности и, в конечном счете, принимали ту или иную сторону.
2. Вознесение (1999)
Пожалуй, одной из визитных карточек фильмов Ширин Нешат является использование групп людей, часто расположенных на открытом воздухе. Это осознанный выбор, позволяющий красноречиво прокомментировать ассоциации между публичным и частным, личным и политическим.
Вознесение это многоканальная проекция, которая позволяет зрителям стать редакторами сцены и взаимодействуют с сюжетом. Нешат использует этот элемент как способ повторить смысл своих повествований.
По словам художницы, видеосъемка «вывела ее из студии в мир». Создание Rapture привело ее в Марокко, где сотни местных жителей приняли участие в создании произведения искусства. Эта работа олицетворяет рискованные действия, на которые пошла Нешат, чтобы рассказать о гендерные пространства , порожденные исламской религиозной идеологией, и храбрость женщин, несмотря на культурные ограничения.
Сопровождаемая эмоциональным саундтреком, эта работа представляет еще одну дихотомическую пару изображений, расположенных рядом друг с другом. Группа мужчин занята повседневными делами и молитвенными ритуалами. На противоположной стороне группа женщин, рассеянных по пустыне, непредсказуемо двигается. Их драматические жесты делают их силуэты «видимыми» под вуалью.
Шесть женщин садятся в гребную лодку, чтобы отправиться в авантюрное путешествие за пределы пустыни. Их исход остается для зрителей непредсказуемым, поскольку мы видим, как они уходят в океан. Как всегда, Нешат не дает нам простых ответов. То, что ждет этих отважных женщин за морем неопределенности, может оказаться безопасным берегом свободы или конечной судьбой. мученичество.
3. Солилоквиум (1999)
The Солилоквиум Проект начался как серия фотографий и видео, призванных исследовать жестокий временной разрыв и психическую фрагментацию, которые испытывают люди, живущие в изгнании.
Это также одно из двух видео, где художник использовал цвет. Солилоквиум напоминает опыт постоянного входа и выхода из сна. Наша память часто не в состоянии вспомнить тонкие детали и вариации цвета, поэтому она регистрирует опыт в черно-белом цвете. В «Солилоквиях» Ширин Нешат воспоминания предстают как визуальные архивы ее прошлого, которые сталкиваются с полноцветным спектром ее настоящего видения.
Перед нами двухканальная проекция, где мы видим, как художник участвует в глобальном паломничестве, представленном западными и пасхальными зданиями. Церковь Святой Анны в Нью-Йорке, Центр «Яйцо для исполнительских искусств в Олбани, и Всемирный торговый центр на Манхэттене становятся обрамляющим фоном для силуэта художницы. Но ее взгляд, кажется, прикован к ушедшему контрастному географическому ландшафту, так как позже она появляется в окружении мечетей и других восточных зданий из Мардина, Турция.
В большинстве видео Нешат присутствует ощущение хореографии через движение тел в ландшафте. Это интерпретируется как аллюзия, связанная с понятиями путешествия и миграции. В Soliloquy, Связь женщины с окружающей средой видна через архитектуру, которую она считает ключевым культурным феноменом, формирующим воображение нации и ценности общества. Женщина в Солилоквиум чередует корпоративно-капиталистический пейзаж Америки и контрастную традиционную культуру восточного общества.
По словам художника,Солилоквиум призван предложить взгляд на опыт разделенного «я», нуждающегося в восстановлении. Стоящий на пороге двух миров, очевидно, мучающийся в одном, но исключенный из другого».
4. Tooba (2002)
Tooba это инсталляция с разделенным экраном, затрагивающая темы ужаса, страха и незащищенности после пережитых экстремальных катастроф. Ширин Нешат создала эту работу после катастрофы 11 сентября в Нью-Йорке и назвала ее «в высшей степени аллегоричной и метафоричной».
Слово Tooba взято из Корана и символизирует перевернутое священное дерево в райском саду. Прекрасное место для возвращения. Оно также считается одним из единственных женских иконографических изображений в этом религиозном тексте.
Нешат решила снять фильм Tooba в отдаленном мексиканском месте под открытым небом в Оахака потому что «природа не делает различий» по национальному признаку или религиозным убеждениям. Видение художником священных надписей Корана встречается с одним из самых болезненных моментов в американской истории, чтобы передать универсальные образы.
Женщина выходит из внутренностей изолированного дерева, окруженного четырьмя стенами в визуальном полупустынном пейзаже. В поисках убежища мужчины и женщины в темных одеждах пробираются к этому священному месту. Как только они приближаются и касаются рукотворных стен, чары разрушаются, и все остаются без спасения. Tooba функционирует как аллегория людей, пытающихся найти место безопасности в период тревоги и неопределенности.
5. Последнее слово (2003)
Ширин Нешат, взглянув на мир зрелыми глазами, представляет нам один из своих самых политических и автобиографических фильмов на сегодняшний день. Последнее слово отражает допрос, которому художница подверглась во время своего последнего возвращения из Ирана. Зрителей знакомят с фильмом с помощью непереведенного пролога на фарси. Перед нами появляется молодая черноволосая женщина, проходящая через здание, которое кажется институциональным. Тусклый и линейный коридор дополнен резкими контрастами света и темноты. Пространство не является нейтральным, оно напоминает камеру или убежище.
Она обменивается взглядами с незнакомцами, пока не входит в комнату, где ее ждет беловолосый мужчина, сидящий на противоположном конце стола. За ним стоят другие мужчины с книгами. Он допрашивает, обвиняет и угрожает ей. Внезапно позади нее в виде видения появляется маленькая девочка, играющая с йойо. Девочку сопровождает мама, которая нежно расчесывает ее волосы. Слова мужчины становятся все более громкими и жестокими, но ни одно слово не срывается с губ молодой женщины, пока в самый пик напряжения она не нарушает тишину стихотворением Форуг Фаррохзад.
Последнее слово представляет собой окончательное убеждение Нешат в торжестве свободы через искусство над политическими силами.
6. Женщины без мужчин (2009)
На создание первого фильма Ширин Нешат, ставшего пропуском в кинематограф, ушло более шести лет. После выхода на экраны он практически в одночасье превратил образ художницы в активистку. Нешат посвятила фильм Зеленому движению Ирана в 66-м году.[ церемонию открытия Венецианского кинофестиваля. Она и ее коллеги также были одеты в зеленое в поддержку этой идеи. Это стало кульминационным моментом в ее карьере. Она впервые продемонстрировала прямую оппозицию иранскому правительству, в результате чего ее имя попало в черный список и подверглось жесткой критике со стороны иранских СМИ.
Женщины без мужчин основана на романе в стиле магического реализма иранского автора Шахрнуш Парсипур. В этой истории воплощены многие интересы Нешат, связанные с жизнью женщин. Пять главных героинь, ведущих нетрадиционный образ жизни, пытаются вписаться в иранские общественные кодексы 1953 года. В экранизации Нешат представлены четыре из них: Мунис, Фахри, Зарин и Фаезех. Вместе эти женщины представляют все слои иранского общества во время переворота 1953 года. Обладая мужественным духом, они восстают против истеблишмента и противостоят всем личным, религиозным и политическим вызовам, с которыми их сталкивает жизнь. Эти Женщины без мужчин в конечном итоге сами создают свою судьбу, формируют свое общество и начинают жизнь заново на своих собственных условиях.
7. Страна грез (2018 — в процессе работы): Текущий проект Ширин Нешат
С 2018 года Ширин Нешат отправилась в автопутешествие по США, чтобы найти места для своей новой постановки. Страна грез это амбициозный проект, состоящий из фотосерий и видео, посвященных тому, что художница называет «портретами Америки». Впервые эти работы были представлены в 2019 году на ее крупнейшей ретроспективе в Брод в Лос-Анджелесе, но проект продолжается, так как она скоро вернется в южные штаты для записи полнометражного фильма.
Нешат упоминала, что на подсознательном уровне тяготеет к маргиналам. На этот раз с помощью своей камеры она увековечивает американский народ превращая их в памятники. Я не заинтересована в создании автобиографических работ. Меня интересует мир, в котором я живу, социально-политический кризис, который касается всех, помимо меня самой», — говорит Нешат, проводя параллели между Ираном и США при Дональде Трампе, которые она сейчас выявляет.
Ширин Нешат выразила свое мнение свои опасения о политической сатире, которую она видит в сегодняшней Америке: «С каждым днем правительство США все больше напоминает иранское». Поэтический дискурс и символические образы позволяют ее работам быть политическими и в то же время выходить за рамки политики. На этот раз ее послание не может быть более ясным: «Несмотря на разное происхождение, мы мечтаем об одном и том же».
Аналогично, Мечтатели Трилогия 2013-2016 годов также исследует некоторые из этих тем с точки зрения женщины-иммигрантки и отражает американский политический язык, на который отчасти повлиял Обама. DACA иммиграционной политики 2012 года. «Эта женщина [Simin in Land of Dreams] собирает сны. В этом есть ирония. Сатира. Разочаровывающий образ Америки как места, которое больше не является страной мечты, а как раз наоборот».
В конце концов, Ширин Нешат остается мечтательницей: «Все, что я делаю, от фотографий до видео и фильмов, посвящено соединению внутреннего и внешнего, личности и общества». Своим искусством Ширин Нешат надеется и дальше повышать общественно-политическую осведомленность за пределами националистических дискурсов, чтобы в конечном итоге навести мосты между людьми, культурами и нациями.