Слава империи ацтеков при Монтесуме » Блог о искусстве и кино

Слава империи ацтеков при Монтесуме

Logo


Когда мы думаем о древней империи ацтеков, на ум приходят образы монументальных храмов, свирепых воинов и ритуальных жертвоприношений. Хотя эти элементы были важны для древней цивилизации, оказалось, что в этой культуре было гораздо больше. Письменные записи и археологические находки свидетельствуют о том, что, когда испанские конкистадоры впервые встретились с правителем ацтеков Монтесумой, ацтеки представляли собой сложное общество с крупными достижениями в науке, искусстве и экономике.

Чтобы получить более полное представление об империи ацтеков, мы начнем с самого начала — с их происхождения и превращения в политическую державу, а также с их конечной гибели и оставшихся после них культурных свидетельств.

Происхождение ацтеков

каменная скульптура женского божества
Каменная скульптура сидящей женщины-божества, около 15 — начало 16 века н.э., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Современная Мексика — это регион с многотысячелетней историей, в которой есть несколько культур, процветавших задолго до прихода испанцев. Пожалуй, самая известная из этих культур — ацтеки. Хотя вокруг происхождения ацтеков ходят мифы, считается, что это была культура, отколовшаяся от народа азкапоцалько в XIII веке н. э. и обосновавшаяся на территории современной Центральной Мексики и Гватемалы.

Этот новый независимый народ создал коалицию с тескоками и такубами, начав экспансию на большую часть Месоамерики. К моменту прихода испанцев в XVI веке н. э. ацтеки контролировали более 370 городов-государств. Их общество было сложным и социально разделенным, с определенной аристократией, включавшей правителя, жрецов и военных. В то время как население было занято трудом, оно посещало школы и проходило обучение, чтобы отточить свои навыки. Все граждане получали образование в области религии, истории культуры и письменности на языке науатль.

Первый контакт с испанцами

встреча с кортесом моктесумой
Встреча Кортеса и Монтесумы, автор Неизвестный, около 1650 г., Библиотека Конгресса США

В своих письмах императору Карлу V испанский путешественник Эрнан Кортес подробно рассказывал о Теночтитлане, столице ацтеков. Впечатляющий мегаполис был построен на острове в озере Тецкоко, на месте нынешнего Мехико. Во времена испанцев в нем проживало около 200 000 человек, и он был одним из крупнейших городов мира. Кортес писал о массивных мостах, ведущих в город, о рынках, где продавались местные и импортные товары, и даже о специализированных магазинах, таких как аптеки, цирюльни и рестораны.

торжества коронация моктесума ипкодекс
Торжества по случаю коронации императора Мексики Моктесумы II в Кодексе Дурана, 1579 г., через Bibliotexa Digital Hispanica

Кортес также писал о гостеприимстве и дипломатии, которые он и его люди испытали, когда впервые посетили Теночтитлан и встретились с Монтесумой, вождем ацтеков. Согласно этим письмам, Монтесума сделал все возможное, чтобы Кортес и его люди чувствовали себя комфортно во время их первого визита в Теночтитлан. К сожалению, несмотря на то, что Кортес сообщал о чудесных событиях в Испанию, он разгромил ацтеков и почти полностью разрушил великий город Теночтитлан. Благодаря археологам, историкам и другим исследователям мы можем понять истинное великолепие империи ацтеков при Монтесуме.

Великая архитектура ацтеков

нюрнбергская карта теночтитлан
Карта Теночтитлана из Нюрнберга, через библиотеку Университета Британской Колумбии

Согласно легенде, бог войны ацтеков Уицилопочтли велел людям построить свою столицу там, где они увидели орла, сидящего на кактусе и поедающего змею. В начале XIV века н. э. ацтеки увидели точно такое же изображение на острове в озере Тескоко. На этом острове они построили великий мегаполис.

Построить город площадью пять квадратных миль на острове было непросто, и для этого требовались знающие гидрологи и архитекторы. К моменту прихода испанцев город был разделен на четыре сектора, каждый из которых имел свое назначение, а также центральный район, в котором располагались основные храмы и дворцы. Каждый сектор был отделен друг от друга дамбами, которые образовывали каналы для контроля уровня воды.

Контролируя воду из окружающего озера, ацтекские инженеры и архитекторы теперь могли строить жилье, храмы, пирамиды и общественные места. Как мы можем себе представить, почва на острове была илистой и мягкой, из-за чего строения со временем проседали. Приспосабливаясь к таким условиям, строители со временем наращивали слои зданий, создавая многоуровневые конструкции и монументальные пирамиды, которые ассоциируются с ацтеками.

рендеринг город ацтеков
Художественная реконструкция Храма Майор в Теночтитлане с сайта Discover Magazine

Используя местные материалы, ацтекские строители применяли разнообразные архитектурные стили. Частные дома и дворцы, общественные площади, площадки для игры в мяч, храмы и пирамиды занимали территорию ацтеков того времени. Дома для населения обычно строились из саманных кирпичей и пиломатериалов, в то время как более монументальные дворцы, храмы и пирамиды возводились из тщательно обработанных и уложенных каменных блоков.

Темпло Майор был главным храмом ацтеков, и его руины до сих пор можно увидеть в современном Мехико. Строительство началось между 1427 и 1440 годами н.э. и продолжалось до испанского завоевания. В руинах видны различные этапы строительства, и, похоже, каждый правитель стремился возвести пирамиду, превосходящую ту, что построили его предшественники. С годами к каменной пирамиде добавлялись все новые и новые слои, и в конце концов на вершине пирамиды появились храмы-близнецы.

Эта пирамида была построена по оси восток-запад, причем с такой точной геометрией, что с вершины западной лестницы можно было увидеть священную гору Тлалок между храмами-близнецами. Во время равноденствия между храмами можно даже увидеть восход солнца.

Сельское хозяйство в сложных условиях

рисование плавучих садов ацтеков
Рисунок художника ацтекских чинампасов, via thearchaeologist.org

Ацтеки столкнулись с множеством проблем, когда речь зашла о сельском хозяйстве, особенно в их столице. Поскольку город находился на острове, необходимо было бороться с наводнениями, чтобы предотвратить эрозию. Земля вокруг города-острова была слишком круто наклонена, чтобы поддерживать сельское хозяйство, поэтому им пришлось придумать инновационный способ выращивания пищи — плавучие сады, или чинампас.

Эти плавучие сады представляли собой прямоугольные участки, построенные на дне озера из пиломатериалов, почвы и растительного материала. Почва и растительный материал укладывались слоями, пока участок не оказывался выше уровня воды, и сад закреплялся на месте посаженными деревьями. Чтобы обойти приливы и неизбежные наводнения, ацтекские фермеры строили ирригационные системы и акведуки для контроля уровня воды в садах.

Благодаря этому инновационному и методичному способу посадки ацтеки смогли построить 30 000 акров плавучих садов. Благодаря обильному орошению плавучие сады были засажены разнообразными и чередующимися культурами, чтобы сохранить питательные вещества в почве. Эти плавучие сады могли давать до семи урожаев в год, что позволяло поддерживать огромное население ацтеков в этом районе.

Чинампы существуют и сегодня, обслуживая жителей Мехико, одного из самых густонаселенных городов мира. В современных чинампасах фермеры по-прежнему выращивают некоторые из основных культур, которые использовали ацтеки: кукурузу, бобы, сквош и древний злак амарант. Эти впечатляющие плавучие сады были признаны ООН системой сельскохозяйственного наследия мирового значения.

Искусство ацтеков

золотой змеиный лабрет ацтеков
Змеиный лабрет с шарнирным языком, ок. 1300-1521 гг. н.э., через Музей Метрополитен

В стратифицированном обществе художники были представителями народных масс, или теми, кто не принадлежал к элитному классу. Хотя они принадлежали к рабочему классу, они были классически обучены своим ремеслам. Металлисты, скульпторы и керамисты изучали методы и стили, переданные от предшественников, и впитывали новые знания от своих современников.

Во время правления Монтесумы по всей империи создавались впечатляющие изделия из золота и серебра. Многие из этих изделий попали в Испанию, где великие художники эпохи Возрождения отмечали их удивительную художественность. Хотя многие из этих прекрасных металлических изделий были переплавлены и использованы в качестве валюты, есть несколько ювелирных изделий, которые существуют и по сей день. Используя восковое литье и филигранную работу, ацтекские мастера по металлу создавали ожерелья, кольца и подвески.

Следуя сложившейся в Мезоамерике традиции резьбы по природному камню, ацтекские художники создавали предметы и скульптуры из базальта, нефрита и всего, что было между ними. Скульптуры изображали элементы, важные для образа жизни и религии ацтеков, включая самих богов. Некоторые скульптуры божеств достигали монументальных размеров и были раскрашены в яркие цвета во времена испанского контакта.

керамический сосуд с грифом ацтеков
Сосуд с грифом, ок. 1200-1521 гг. н.э. через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Специально обученные керамисты создавали произведения, изображающие растения и животных, важных для их культуры. Хотя в разные периоды существования империи ацтеков можно было наблюдать несколько стилей, во времена правления Монтесумы художники, похоже, предпочитали натуралистический стиль. В это время по всей империи можно было встретить керамические скульптуры ягуаров, орлов и черепах. Некоторые из этих работ были утилитарными, а некоторые сохранились до наших дней.

флорентийский кодекс ацтеков
Образец страницы из Флорентийского кодекса, книга 4, через Орегонский университет

Во времена правления Монтесумы ацтекского поэта называли тламатин, что переводится как «тот, кто знает». Эти поэты были обучены науке ацтекского календаря, древним песням и записанной истории своей культуры. Поэты советовались друг с другом, чтобы усовершенствовать свои произведения, которые потом произносили на церемониях, банкетах и вечеринках. Хотя большая часть записанных ими произведений была уничтожена во время испанского завоевания, некоторые уцелевшие поэты читали свои произведения испанским монахам, которые переписывали их. Некоторые из этих транскрипций, известные как кодексы, существуют и по сей день. Эти кодексы также содержат описание религии, истории культуры и общества ацтеков.

Ацтеки полагались на торговлю

керамическая чаша ацтеков черная на оранжевом
Черная на оранжевом керамическая чаша, ок. 15 — начало 16 века н.э., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Из отчетов, которые Эрнан Кортес отправлял домой, и его описаний шумных рынков император Карл V узнал, что у ацтеков была разнообразная экономика, которая опиралась на торговлю. Археологи подтвердили это широким распространением керамики ацтекского стиля «черный на оранжевом» по всей северной и центральной Месоамерике. Отличительный зеленый обсидиан Пачука также был широко распространен в северной и центральной Месоамерике.

Археологи обнаружили в местах стоянок ацтеков предметы, которые определенно были импортированы, например нефрит, скульптуры из Мецкалы с юго-запада Мексики и скульптуры миштеков с юга Мексики. Многие из импортированных товаров были найдены при раскопках Храма Майор в Теночтитлане, в составе тайников и подношений, зарытых в храме.

Вернуться наверх