Американский графический дизайнер Сол Басс был известен своим участием в киноиндустрии, создавая титры и постеры к культовым произведениям. Он также разработал множество знакомых логотипов и сам был лауреатом премии «Оскар». Он активно работал в течение 40 лет и сотрудничал с легендарными режиссерами. Басс остается одним из самых влиятельных графических дизайнеров двадцатого века, и именно ему принадлежит заслуга в становлении современного дизайна титров как уважаемой формы искусства. Начав как фрилансер и коммерческий художник, он стал значимой фигурой как в индустрии развлечений, так и в мире рекламы. Ниже мы приводим описание его карьеры как художника и примеры его плакатов и титров.
Дорога к признанию Сола Басса
Сол Басс, автор Тони Барнард, 1985 г. через NunСол Басс родился в 1920 году в Бронксе, штат Нью-Йорк, в семье восточноевропейских евреев-иммигрантов. С ранних лет семья поддерживала его творческие мечты. В 16 лет он получил стипендию в Лиге студентов искусств на Манхэттене и начал работать в рекламном агентстве, чтобы сэкономить деньги во время Великой депрессии. Одной из его работ было создание постеров для фильмов Warner Brothers. В это время он посещал вечерние занятия в Бруклинском колледже, где у него завязались влиятельные отношения с выдающимся венгерским дизайнером Дьёрдем Кепешем. Кепеш научил его: Идеальный товарный знак — это тот, который доведен до крайних пределов абстракции и двусмысленности, но при этом остается читаемым..
В 1946 году Басс переехал в Лос-Анджелес, чтобы продолжить заниматься коммерческим графическим дизайном, создавая рекламную полиграфию для Голливуда. Помимо участия в работе над фильмами, например, создания постеров для фильма Чаплина Месье Верду, он отважился на поддержку других средств массовой информации, таких как дизайн обложек для Искусство и архитектура и обложки для пластинок Фрэнка Синатры. Вдохновленный движением «Искусство и ремесла» и Баухаузом, он искренне верил в силу эстетики, способной переделать общество. В 1956 году он начал свою собственную практику и основал Saul Bass & Associates. Примерно в это время он встретил свою вторую жену Элейн, которая стала его соратницей в качестве дизайнера названий, графического дизайнера и режиссера.
Первым значительным проектом, принесшим ему признание, стал плакат, созданный им для фильма режиссера Отто Премингера Кармен Джонс (1954). Эта совместная работа открыла ему потенциал титров, позволяющих заложить прочный фундамент для последующей истории. Задание, которое помогло ему пробиться в голливудскую индустрию, — это оформление титров к фильму Премингера Человек с золотой рукой (1955). Вместе они снялись еще в одиннадцати фильмах. После этого успеха известный режиссер Альфред Хичкок пригласил его для создания титров к своим фильмам. Кинетическая типографика стала его фирменной техникой, которая была новинкой для того времени. Приведенные ниже работы являются яркими примерами работ, которые определили его как одного из самых влиятельных графических дизайнеров XX века.
Постеры к фильмам: Сила минимализма
Анатомия убийства (1959) — криминальный фильм режиссера Отто Премингера. Сюжет рассказывает о судебном процессе, в котором обсуждается невиновность молодого лейтенанта армии, обвиняемого в убийстве человека, который якобы изнасиловал его жену. На постере изображено стилизованное расчлененное человеческое тело, силуэт которого вырисовывается на красном фоне. Фрагментированная фигура представляет собой останки заявленного мертвого тела, а также символизирует само дело.
Суд пытается собрать воедино разрозненные, противоречивые рассказы о событиях, о которых идет речь. Даже если зритель представит себе, как очерченные конечности прикрепляются к телу, неповрежденный человек будет непропорциональным и необъяснимым. Эта прерывистость передает путаницу, поскольку рассказы свидетелей не совпадают. Басс интегрирует этот умный двойной смысл, который изображен через простой, но целенаправленный дизайн.
Отто Премингер также был режиссером Святая Жанна в 1957 году с Бассом в качестве соавтора. В фильме рассказывается о жизни Жанны д’Арк, женщины — лидера французов в Столетней войне, которая была сожжена заживо за ересь и переодевание в солдатскую одежду. На плакате она представлена частичным силуэтом закованного в броню тела, держащего сломанный меч в форме креста. Черный профиль — это смелое заявление о ее силе и свидетельство жестокости ее убийства. Даже в последние минуты жизни она оставалась верна своим убеждениям, что иллюстрирует крепкая хватка ее меча.
Крест символизирует ее статус мученицы, пожертвовавшей собой ради убеждений себя и своих последователей. Красочный узор из квадратов на заднем плане абстрактно смоделирован по образцу средневековых витражей соборов. Это намекает на ее канонизацию в 1920 году и святость, определившую ее жизнь. Интеграция современного фона выражает вневременность истории, произошедшей в 1400-х годах. В дополнение к разработке последовательности титров для Человек с золотой рукой (1955), как упоминалось ранее, Басс создал и рекламный постер. Фильм посвящен наркотической зависимости — запретной теме для СМИ того времени.
В дизайне выделен силуэт изуродованной руки. Она изображена таким образом, что кажется, будто она трансформируется в нечто чудовищное. Зазубренная рука сама по себе является символом зависимости. Она иллюстрирует нисходящую спираль, которую она вызывает, усиливая тревожное чувство острыми геометрическими формами. Вокруг руки — название золотым шрифтом. Золото символизирует стремления начинающего джазового барабанщика, но также и героиновые рецидивы, от которых он страдает. Цветные блоки напоминают о современном искусстве и джазе, что соответствует эстетике фильма. Этот плакат был революционным, потому что на нем не было лиц актеров-звезд, а вместо этого использовался один символ, передающий суть фильма.
Сотрудничество Сола Басса с Хичкоком
Мастер саспенса Альфред Хичкок снял и спродюсировал психологический триллер Головокружение (1958). История рассказывает о бывшем детективе Джоне Скотти Фергюсоне, страдающем боязнью высоты, которая преследует его, когда его одержимость женщиной по имени Мадлен становится всепоглощающей. Басс создал культовую последовательность титров, которая включает в себя кинетическую типографику и инновационную раннюю компьютерную графику. Тревожная музыка становится все громче, а на вызывающий кадр человеческого глаза, насыщенного красным светом, накладываются вращающиеся спирографы, созданные аниматором Джоном Уитни в постпродакшне.
Спиралевидные визуальные образы гипнотизируют, имитируя головокружение, испытываемое главным героем. Изображение страха в виде вихря усиливает зловещий тон, поскольку зрителя засасывает в черные дыры в центрах спиралей. Даже увеличивающие движения в названии передают дезориентацию, которую испытывает Скотти, становясь глубоко одержимым Мадлен. Это отличный пример способности Басса создавать предвкушение и задавать настроение на всю оставшуюся часть фильма.
Еще одним фильмом Хичкока, для которого Басс разработал последовательность титров, был Психо (1960). Сюжет окружен тайной мотеля Бейтса и неприятными отношениями между владельцем мотеля Норманом Бейтсом и его больной матерью, которые живут в странном доме, нависающем над мотелем. Наиболее значимым и эффективным элементом титров Басса является минималистичный стиль, в котором представлена главная тема фильма — контраст.
Параллельные серые линии, движущиеся по черному фону в постоянном темпе, в сочетании с горизонтальным смещением текста изображают просчитанный, но тревожный конфликт, который проявляется в определяющих дихотомиях на протяжении всего фильма. Выясняется, что у Нормана раздвоение личности, что объясняет убийства, которые он совершает без своего ведома. Разделительные линии иллюстрируют две личности, существующие в его сознании, а использование серого цвета показывает двусмысленность ответственности, которую он должен взять на себя за свои действия. Простой, но блестящий дизайн предвещает последующие конфликты.
Его третий фильм с Альфредом Хичкоком был Север на северо-запад (1959), еще один яркий пример его мастерства в создании титров. В шпионском триллере, названном первый фильм о Джеймсе Бонде, рекламного менеджера Роджера Торнхилла принимают за человека, причастного к предотвращению распространения правительственных секретов. Диагональные и вертикальные линии, нарисованные синим цветом на зеленом фоне, пересекаются, превращаясь в очертания окон небоскреба на Манхэттене в реальном времени. Затем они переходят в шумные сцены в центре города, запечатлевшие хаос городской жизни.
В результате непредсказуемого поворота событий жизнь Торнхилла сталкивается с жизнью его возлюбленной Евы Кендалл. Его судьба, определяемая странным путем, на который он был вынужден встать, изображена с помощью пересекающихся линий, которые представляют все различные направления, в которых может двигаться жизнь человека. Пересекающиеся линии можно также проследить по стремительному движению людей в городе. Еще один символический прием можно наблюдать через переход от абстрактной версии здания к реальной. Личность Торнхилла эволюционирует на протяжении всего фильма, и его опыт дает представление о его реальности за пределами его полированной внешности.
В дополнение к своему плодовитому портфолио киноплакатов и титров, он также разработал множество узнаваемых логотипов и сам выступил режиссером фильмов. От логотипа AT&T до его художественного документального фильма Почему человек творит (1968), Басс был очень разносторонним дизайнером с обширной коллекцией работ. Сочетание опыта в области графики движения и традиционных средств рисования определило его как художника с впечатляющим диапазоном. Вневременной стиль, которым он овладел, продолжает оказывать влияние на графический дизайн сегодня как в цифровом мире, так и в печатных изданиях.