В течение семи десятилетий в I и II веках еврейский народ бросил вызов римской власти в восточном Средиземноморье. Римско-еврейские войны стали фоном для некоторых из самых драматических и трагических эпизодов древней истории, от разграбления Иерусалима до осады Масады.
В трех отдельных восстаниях евреи восставали против Рима и его религиозных навязываний. Для римлян войны в Иудее давали шанс на богатство и славу. Но там, где слава доставалась немногим счастливчикам, другие теряли все.
Прелюдия к римско-иудейским войнам: Иудея и Римская республика

Провинция Иудея располагалась в Леванте, в восточном Средиземноморье. Впервые она всерьез попала в поле зрения римского политического сознания в середине I века до н.э. Самый способный полководец Римской республики Помпей Великий был занят подавлением волнений в восточном Средиземноморье. В числе его приоритетов было завершение Третьей Митридатской войны, окончательно положившее конец правлению Митридата VI Понтийского, который трижды осмеливался бросить вызов римской власти! На востоке Помпей укрепил римский контроль, победив албанцев, армян и евреев, выступавших против него. В том числе он осадил и разграбил Иерусалим в 63 году до нашей эры.
Помпея пригласили в Иудею якобы для того, чтобы вмешаться в спор между двумя сыновьями-соперниками — Гирканом и Аристобулом — о наследовании хасмонейского трона. Разгневанный дерзостью Аристобула, Помпей ворвался в Иерусалим и разграбил город. На прорыв стен и захват Храма ушло три месяца, и в результате затянувшейся осады погибло около 12 000 евреев. Помпей сам вошел в Святая Святых храма (до этого исключительная привилегия первосвященника). Хотя это осквернило Храм, в остальном Помпей проявил значительное уважение: например, не было разграблено никаких сокровищ, чтобы включить их в свой триумф, и он быстро разрешил возобновить ритуалы в Храме.
Иудея и первые римские императоры: Растущий антагонизм

Осада и разграбление Иерусалима Помпеем положили конец политической автономии династии Хасмонеев. Отныне их власть и влияние зависели от римлян. Область Иудея была включена в состав римской провинции Сирия, а Гиркану было позволено сохранить титул первосвященника, но не царя. Первым римским прокуратором провинции (управляющим, ответственным за финансы провинции) стал Антипатр, назначенный Юлием Цезарем. Его сын, Ирод, был назначен римлянами царем Иудеи в 40 году до н. э.; впоследствии он также стал известен как Ирод Великий. В христианской вере этот Ирод — печально известный правитель Иудеи, который приказал убить невинных во время рождения Христа, как записано в Евангелии от Матфея.
Однако риск, присущий династической преемственности (сын может не соответствовать примеру отца), спровоцировал вмешательство римлян в дела региона в течение нескольких коротких десятилетий. Архелай, третий сын Ирода и правитель Иудеи, оказался настолько некомпетентным правителем, что его собственный народ обратился за поддержкой к римлянам. Первый император, Август, сместил Архелая в 6 году н.э. Хотя этот регион мало что мог предложить империи в плане богатства, Иудея обеспечивала контроль над сухопутными и морскими путями в Египет, важнейшую имперскую «житницу». В течение некоторого времени евреи Иудеи даже пользовались определенной свободой в этой провинции и могли устанавливать свои собственные законы.

Однако в середине I века н. э. напряженность начала нарастать. Особую остроту ситуации придавал приказ императора Калигулы воздвигнуть в Иерусалимском храме статую самого себя — святотатственный акт, который шел прямо вразрез с монотеистической иудейской верой. Легат, командовавший Сирией, к счастью, оказался достаточно проницательным, чтобы распознать в приказе императора провокацию. Отложив выполнение приказа в 37 году н. э., он смог продержаться достаточно долго, чтобы убедить императора отменить приказ. В следующий раз, когда Калигула приказал установить статую в Храме, ситуация была разряжена своевременным убийством императора! Тем не менее, этот «кризис Калигулы» был ранним предупреждением о том, что напряженность в отношениях между римлянами и еврейским народом начинает опасно разрастаться…
Первая иудейско-римская война, 66-73 гг. н.э.

Первая иудейско-римская война началась в 66 году н.э. Катализатором войны был далеко не один человек, а постепенная эскалация вражды, которая в итоге вылилась в более масштабный конфликт. Однако последствия войны будут глубокими.
В 66 году н. э. религиозные противоречия между евреями и римлянами перешли в насилие, включая протесты против налогообложения и нападения на римских граждан. Решение римлян разрушить Второй храм (построенный Иродом Великим) и казнить несколько тысяч евреев в Иерусалиме стало той искрой, которая привела к открытому восстанию. Римская власть сильно пошатнулась. Проримский царь (Ирод Агриппа II) не только был вынужден бежать, но и около 6 000 римлян были убиты в битве при Бет-Ороне; что еще хуже, были потеряны штандарты легионеров. Чтобы подавить восстание иудеев, римляне призвали опытного полководца Веспасиана.
Со своим сыном Титом в качестве второго командира Веспасиан — за плечами которого была яркая карьера, включавшая кампании в Британии, — вторгся в Иудею в 67 году н.э. С четырьмя легионами и при поддержке солдат, верных иудейскому царю, Веспасиан и Тит начали кампанию по уничтожению скоплений повстанцев, вместо того чтобы начать фронтальный штурм хорошо защищенного Иерусалима. Сюжет войны был значительно изменен, когда Веспасиану пришлось внезапно покинуть кампанию в 68/9 году н.э. Вернувшись в Рим, очерненный император Нерон покончил с собой, и теперь соперники пытались заполнить вакуум власти, оставшийся после последнего из императоров Юлиев-Клавдиев: это был год четырех императоров.

Пока Веспасиан выходил победителем из этой борьбы за императорскую власть, в Иудее Тит стремился поскорее завершить войну. В 70 г. н. э. он возглавил осаду Иерусалима. Обманчиво успешное начало скрывало трудности, с которыми столкнулись римляне: хотя первые две оборонительные стены вокруг города были прорваны сравнительно быстро, третий и последний оборонительный рубеж оказался гораздо более грозным. В итоге жители Иерусалима выдержали семимесячную осаду, прежде чем римлянам наконец удалось одолеть осажденных и ослабленных защитников. По словам Суетония, сам Тит был особенно кровожаден во время штурма, зарубив из лука дюжину защитников. Разграбление Иерусалима фактически положило конец первой римско-иудейской войне. Тит покинул Иудею, чтобы присоединиться к своему отцу в Риме, а оставшимся в регионе римским войскам было поручено уничтожить последние очаги сопротивления иудеев.
Последствия первой иудейско-римской войны

Победа римлян над иудеями имела глубокие последствия, которые остро ощущались как в Иудее, так и в Риме. Для еврейского населения война была разрушительной. Тысячи людей погибли в боях, а бесчисленные другие были обращены в рабство, проданы и разосланы по всей империи. Самый значительный еврейский город, Иерусалим, был уничтожен. Веспасиан также поселил ветеранов конфликта в Иудее в Колонии Амоса, а также разместил в Иерусалиме легион (Legio X Fretensis) на постоянной основе, что стало явным подтверждением стремления Рима держать евреев под жестким контролем.

Для победивших римлян успехи в Иудее наполнили императорскую казну и предоставили зарождающейся династии Флавиев Веспасиана золотые возможности. Придя к власти в результате гражданской войны, Веспасиан смог использовать завоеванные в Иерусалиме богатства, чтобы представить свое правление как возрождение римского достоинства и благопристойности, узаконить свою власть и обеспечить поддержку своим сыновьям. Его военные успехи выделили его как лидера, противоположного драматичному и развратному Нерону, память о котором была осуждена. Успех Тита при разграблении Иерусалима также привел к тому, что он получил триумф в Риме и две триумфальные арки. Одна из них, у Цирка Максимуса, была утрачена, но другая, на Виа Сакра, стоит и по сей день.

Не менее важным было то, как Веспасиан использовал богатства, награбленные в Иудее. Его предшественник Нерон потерял расположение сената и жителей Рима из-за своих мании величия. Пожалуй, самой известной из них стало строительство его Domus Aurea, или Золотого дома, в центре Рима. Эта дворцовая резиденция занимала огромные участки государственной земли и включала в себя строительство огромного искусственного озера. Во время своего правления Веспасиан предпринял сознательную попытку «вернуть» эту землю римскому народу: на месте озера Нерона он построил крупнейший в империи амфитеатр. Названный Флавианским амфитеатром, вы, вероятно, знаете его под другим названием — Колизей. Колизей был украшен посвятительной надписью, из которой ясно, что этот огромный общественный памятник был оплачен трофеями войны Веспасиана в Иудее.
Написание еврейской истории в Римской империи: Флавий Иосиф

«Война, которую евреи вели с римлянами, была величайшей из всех». Так начинается один из самых интригующих источников, дошедших до нас из древности: Иудейская война, автор Флавий Иосиф. Исторические труды Иосифа представляют собой бесценное свидетельство Первой римско-иудейской войны. Отчасти важность этой истории обусловлена личностью самого историка: Иосиф был евреем.
Родился Йосеф бен Матитьяху в Иерусалиме около 37 г. н. э. Изначально Иосиф сражался против римских войск, возглавляемых Веспасианом и Титом. Однако, будучи командующим еврейскими войсками, он был вынужден сдаться римлянам в 67 г. н. э. после осады Йодфата. Согласно рассказу самого Иосифа, выжившие в осажденном городе тянули жребий, и каждый убивал другого по очереди. Иосиф был одним из тех двоих, кто выжил после коллективного самоубийства и сдался римлянам. Оказалось, что хитрый Иосиф нашел спасение в подхалимстве: представленный Веспасиану, он заявил, что обладает даром пророчества и предвидит, что Веспасиан станет императором. Умилостивленный, Иосиф был пощажен и стал рабом в императорской свите, пока не был освобожден после восшествия Веспасиана на престол в 69 году н. э. — что он, в конце концов, точно предвидел.

К этому времени Иосиф был полностью на службе у римлян и сопровождал Тита при осаде Иерусалима в 70 г. н.э. Вместе с сыном императора, которому он служил переводчиком, Иосиф был внимательным наблюдателем войны. Его рассказ о войне, начинающийся с краткого изложения еврейской истории эллинистического периода, был написан, вероятно, около 75 г. н.э. Впервые написанная на родном языке Иосифа, версия, дошедшая до наших дней, является древнегреческим переводом. Наряду с «Историями» Тацита, еврейским Талмудом и материальной культурой (включая еврейские монеты), повествование Иосифа является важнейшим источником по Первой римско-иудейской войне. Благодаря тому, что текст посвящен еврейской истории, он продолжал интересовать аудиторию еще долгое время после падения Римской империи.
Китосская война

Вторая Иудейская война, также известная как Китосская война или «Восстание изгнанников», довольно сильно затмевается двумя конфликтами, произошедшими до и после нее. Конфликт разразился в 115 году н. э., совпав с кампанией Траяна против Парфянской империи. Когда внимание римлян было сосредоточено на расширении восточных границ империи, волнения среди еврейских общин в Киренаике, на Кипре, в Египте и Месопотамии вылились в насилие. Повсюду в этих регионах восставшие убивали римские гарнизоны и граждан. Об этом кровопролитии сокрушительно повествует Кассий Дио, греческий сенатский историк начала III века, который описывает каннибализм и гротескные пытки, а также ошеломляющие (и наверняка выдуманные) 220 000 жертв!
В конце концов повстанцы были разбиты, в первую очередь благодаря усилиям Лусия Квиета (чье имя в искаженном виде получил конфликт). Решающий удар был нанесен при осаде и разграблении города Лидда (современный Лод) в Иудее. Хотя восстание было на время подавлено, напряженность в Иудее оставалась высокой вплоть до правления преемника Траяна, Адриана.
Третья римско-иудейская война: император Адриан и восстание Бар-Кохбы

После первых двух римско-иудейских войн контроль римлян над жизнью в Иудее постепенно усиливался. В регионе сохранялось значительное военное присутствие (хотя, вероятно, это делалось и в случае парфянской агрессии), а также проводилась политика, посягавшая на священные еврейские традиции.
Значительный из них произошел во время визита странствующего императора Адриана в 129-130 гг. н. э. и решения основать новую колонию — Аэлию Капитолину — на месте Иерусалима. Более того, на Храмовой горе Иерусалима, где до разграбления города Титом стоял Второй храм, был воздвигнут храм Юпитера. В 132 году н. э. вспыхнуло тщательно рассчитанное восстание под предводительством харизматичного Симона бар Кохбы (Третью Иудейскую войну иногда называют войной Бар-Кохбы). Поначалу евреи добились успеха, нанеся римлянам большие потери и окровавив нос Legio X Fretensis в Аэлии Капитолийской. Набеги Бар-Кохбы были настолько успешными, что римляне были вытеснены из районов Иудеи. Это позволило евреям создать собственную независимую область, что привело к тому, что Бар-Кохбу стали называть мессианской фигурой.

Однако успехи иудеев в борьбе с римлянами не могли быть продолжительными, и вскоре в Иудею из соседних провинций хлынули новые силы легионеров. Адриан решил вызвать опытного полководца Секста Юлия Северуса из Британии. Он прибыл в Иудею в 133-4 гг. н. э., опираясь на огромную армию хорошо обученных солдат. Войска Северуса теснили иудейских повстанцев, вынудив их в конце концов отступить в крепость Бетар в 135 году н.э. Когда римляне в конце концов прорвали стены, последовавшая за этим резня была ужасающей, а в еврейском Талмуде приводится особенно страшный рассказ о расправе над еврейскими защитниками.
Наказанный народ: Последствия иудейско-римских войн

Поражение восстания Бар-Кохбы положило конец еврейскому сопротивлению римской имперской власти. Стремясь отомстить за кровопролитие, империалисты ответили уничтожением целых общин евреев. По словам Кассия Дио, «пятьдесят их самых важных форпостов и девятьсот восемьдесят пять самых известных деревень были стерты с лица земли», а бесчисленное множество людей погибло в результате войн, голода и болезней, которые последовали за ними. Многие другие, надо сказать, были проданы в рабство, рассеяв еврейский народ вдали от родины. Иудея была опустошена и оставлена в запустении.
Сами римляне, очевидно, стремились предать забвению любое наследие еврейских восстаний. Еврейский народ был вытеснен и заменен космополитической смесью жителей со всей империи. Эдикты, изданные Адрианом, ограничивали иудейские религиозные обряды, а еврейская литература сжигалась. Чтобы подтвердить власть Рима, на Храмовой горе были установлены статуи его самого и Юпитера. Возможно, наиболее значимой была потеря идентичности. Сама Иудея была включена в переделанную карту провинций и теперь стала частью Сирии-Палестины, а Иерусалим остался — по крайней мере, официально — Аэлией Капитолиной.
Изгнанные со своей родины, с запретом входить в свой самый священный город, с жестоко подавляемой религией, римляне стремились вычеркнуть из памяти наследие культуры и народа, который так опасно бросил вызов могуществу империи.