Первый крестовый поход стал первым из многочисленных походов западных христиан на Святую землю в решительной попытке отвоевать священный город Иерусалим у исламских правителей. Созванный в 1095 году папой Урбаном II, Первый крестовый поход был встречен с беспрецедентным энтузиазмом христиан, которые с готовностью взялись за крест и меч во имя Иисуса. Однако к 1097 году весь крестовый поход и все его обещания, казалось, рушились вокруг них. Многочисленные сражения поредели, болезни свирепствовали, а вера колебалась, когда крестоносцы подошли к великому городу Антиохии, одной из древних твердынь Востока.
Первый крестовый поход перед стенами Антиохии
Крестоносцы расположились лагерем вокруг Антиохии (которая была настолько массивной, что они не смогли полностью окружить ее стены), и стало ясно, что силой оружия им не победить. Ситуация быстро ухудшилась, когда весной 1098 года до осаждающей христианской армии дошли ужасающие новости. Подстрекаемая Крестовым походом и желанием прийти на помощь своим религиозным союзникам, 40-тысячная исламская армия из Мосула переправилась через реку Тигр и надвигалась на Антиохию под командованием прославленного полководца Кербоги.
Ситуация была мрачной, и крестоносцы рисковали быть разбитыми у стен Антиохии. Требовались решительные меры, и они были приняты в лице неисправимого принца крестоносцев, Боэмонда из Таранто. Связавшись с недовольным армянином по имени Фируз, который стоял на одной из башен, Богемонд убедил его помочь крестоносцам, узнав, что тот — бывший христианин, которого еще больше разозлило то, что жена ушла от него к турецкому офицеру.
Победоносный крестовый поход: Взятие города
В ночь на 3 июня 1098 года Фируз спустил веревочную лестницу, и Богемонд с товарищами бесшумно взобрался в город. Крестоносцы ворвались в город, когда над Антиохией взошло солнце и ворота были распахнуты настежь. К сожалению, победа крестоносцев была недолгой. Мало того, что оставшиеся в городе мусульманские войска забаррикадировались в неприступной цитадели, так еще и вскоре прибыла армия под командованием Кербоги, которая осадила крестоносцев.
В этот момент моральный дух христианских войск достиг своего низшего предела. Крестовый поход оказался на острие ножа между мощной армией за стенами и цитаделью, заполненной врагами изнутри. Дезертирство стало нормой по мере того, как вера ослабевала, а запасы продовольствия истощались. Несколько крестоносцев пробрались мимо мусульманских войск, расположившихся лагерем за стенами, чтобы совершить долгий путь обратно в Европу.
У крестоносцев оставался один проблеск надежды — до города дошли вести о том, что византийский император Алексий I во главе императорской армии находится на марше и готов их освободить. Однако и эта надежда быстро развеялась. Несколько дезертиров, покинувших осажденных крестоносцев, сообщили Алексию, что Кербога застал крестовый поход между стенами и цитаделью, что все потеряно и что рисковать византийской армией в такой авантюре — чистое безумие. Таким образом, Алексий и великая армия Византии вернулись в Константинополь, оставив христиан Антиохии одних и без друзей, и их ждала жестокая расправа. Крестоносцы были опустошены. Когда Кербога предпринял штурм стен, Боэмонду пришлось поджечь казармы, чтобы поднять с постели отчаявшихся солдат и встретить атаку.
Свет во тьме: Открытие Святого копья
Хотя в лагере крестоносцев царило отчаяние, характер их миссии гарантировал, что они никогда не оставались одинокими или без друзей — и в самый мрачный момент Бог явил себя в самом маловероятном виде. Петр Варфоломей был одним из многих последователей крестовых походов. Невзрачный юноша из Франции, Петр был монахом и не участвовал в боевых действиях. В июне 1098 года Петр попросил аудиенции у лидеров крестовых походов, чтобы поделиться фантастической историей о том, как святой Андрей постоянно являлся ему во сне с самого Рождества. Смысл видений был прост — найдите Святое копье в стенах Антиохии и разгромите мусульманскую армию.
Святое копье (или копьё) — одна из самых известных христианских реликвий. Как говорится в Евангелии от Иоанна, копье пронзило бок Иисуса, когда он висел на кресте, и покрылось его кровью. Как повествует Евангелие: «Один из воинов пронзил копьем бок Его, и тотчас истекла кровь и вода». (Иоанна 19:34).
Неудивительно, что лидеры крестового похода были настроены сомнительно. Им показалось очень удобным, что эта новость дошла до них только в самый темный час, и это еще больше запутало их, когда они подумали, что совсем другое Святое Копье было показано им, когда они остановились в Константинополе на пути в Святую землю. Большинство, во главе с Боэмоном, были готовы отстранить Петра из-за растущего фанатизма в лагере, вызванного нехваткой пищи и воды. Однако Петр был непреклонен. Он тоже скептически относился к видениям и пытался игнорировать их, пока в последнем сне его не посетил лично Христос, который еще раз подчеркнул важность поиска Святого копья, якобы захороненного в соборе Святого Петра.
Только один из лидеров крестоносцев доверял Петру — Раймонд Тулузский был главным соперником Боэмонда. Он также хотел привлечь на свою сторону простых крестоносцев, чтобы помешать грандиозным планам Боэмонда в отношении Антиохии. Кроме того, Петр был родом из его собственной провансальской области Франции. Итак, 15 июня 1098 года в соборе начались раскопки, в которых участвовали Раймонд Тулузский, Петр Варфоломей и несколько людей Раймонда.
После нескольких часов безуспешных раскопок в головы крестоносцев вновь закрались разочарование и неверие. Конечно, рассуждали они, Святого копья здесь нет, и дряхлый монах ошибся. Расстроенный Раймонд даже покинул группу на некоторое время, так как отчаяние нарастало. Однако, когда свет стал слабеть и поиски уже готовы были прекратиться, со дна огромной ямы раздался крик. Питер Бартоломью выкарабкался из ямы, сжимая в руке наконечник ржавого копья.
Последний гамбит: Крестовый поход готовится к битве
Находку Святого копья в Антиохии можно сравнить разве что со случайным открытием плутония. Вера крестоносцев искрилась, мерцала и разгоралась в бушующий огонь. В осажденном городе царило столпотворение: люди плакали от радости и жаждали увидеть копье, на котором когда-то блестела кровь Христа. Копье подняло боевой дух крестоносцев выше всяких похвал — они давно молились о таком вмешательстве, и вот плоды их молитв оказались в грязных руках простолюдина. Хотя Боэмонд и другие все еще скептически относились к подлинности копья, подвергать сомнению такое чудо стоило им жизни.
Конечно, находка Святого копья все изменила. Если за несколько дней до этого их постели были подожжены, чтобы побудить их к сражению, то теперь крестоносцы кипели от предвкушения предстоящей атаки. Как они могли проиграть? Бог послал своего посланника, и они приняли его с благодарностью.
Вновь обретя уверенность, крестоносцы потребовали от Кербоги полной капитуляции и обращения в христианство. Мусульманский генерал с насмешкой отнесся к их требованию. Он не только открыто пренебрегал их силой, но и пополнил свою армию несколькими союзниками и вассалами, такими как Ридван из Алеппо и Дукак из Дамаска, доведя численность своего отряда до угрожающих размеров.
«Бог желает этого!»: Победоносный крестовый поход
На следующий день после отказа Кербоги от их условий великие ворота Антиохии были распахнуты, и крестоносцы вышли из города на открытую равнину во всем своем великолепии. В знак заключенного с Богом завета во главе войска они несли Святое копье. Сама атака казалась безрассудством. Крестоносцы были больны и слабы и несколько дней постились, готовясь к походу. К тому же они сильно уступали в численности: к этому времени их боевая сила составляла всего 20 000 человек.
Кербога, должно быть, усмехнулся при виде этого зрелища — мало того, что армия была намного меньше его, так еще и покинула неприступные стены города. Позволив всему войску выйти из города, он планировал уничтожить всю армию крестоносцев в одном сражении.
Христиане обрушились на Антиохию мощным кавалерийским натиском, крик «Бог желает этого!» звенело у них в горле, когда Святое Копье шло впереди, возглавляя атаку. Стрелы вонзались в их ряды, многие падали, но атака продолжалась. Летописцы того времени даже рассказывают об армии Святых, спустившихся с небес, чтобы присоединиться к битве, и их павших товарищах, одетых в белое. Говорили, что они «бесчисленное войско с белыми конями, чьи штандарты были полностью белыми… чьими предводителями были Святой Георгий, Меркурий и Димитрий». Этому можно верить, ибо многие из наших людей видели это». (Krey, 1921).
Независимо от того, правдоподобно ли это необыкновенное чудо для современного читателя, исход битвы решили некоторые вполне человеческие события. Хотя уверенность крестоносцев и потенциальная армия святых воинов были действительно неудачей, Кербога все еще имел преимущество в живой силе и численности. Однако до тех пор, пока его союзники не предали его. Политические разломы и междоусобицы определяли большую часть мусульманского мира в это время, многие стороны не соглашались друг с другом и спорили. Если бы не эта политически расколотая реальность, наивные крестоносцы, скорее всего, были бы стерты с лица земли еще за год до этого, когда они впервые пересекли Босфор на мусульманской территории.
Однако для христиан это не имело никакого значения. Армия Кербоги предала и дезертировала в самый ответственный момент, и Крестовый поход разгромил исламские войска. Кербога, сломив свою власть, бежал с поля боя, оставив своих солдат на заклание. Крестоносцы преследовали разбитых мусульман до ночи, убивая всех на своем пути. Видя поражение, остатки антиохийского гарнизона цитадели также сдались. Спустя почти полтора года после начала осады великий город Антиохия оказался в руках крестоносцев, переданный им через веру, которую передал монах, державший в руках ржавый и пробитый наконечник копья.
Испытание, достойное пророка: Первый крестовый поход и конец Священного копья
Когда крестовый поход продолжил свой марш к святому городу Иерусалиму, что стало с копьем? После невероятной победы под Антиохией уверенность Петра Варфоломея в себе достигла новых высот. Теперь он считал себя настоящим пророком и ежедневно донимал других крестоносцев своими видениями, снами и предсказаниями. Он мечтал еще о нескольких реликвиях, якобы спрятанных неподалеку, которые принесут им новые победы. Это очень раздражало его товарищей. Как лаконично выразился один крестоносец, «Почему мы должны нагружать себя неизвестными костями и тащить их с собой?»
Что произошло дальше — загадка и, во многом, достойное завершение истории о Святом копье крестоносцев. То ли по собственной инициативе, то ли в связи с вызовом сомневающегося, они задумали проверить истинность копья. Учитывая характер поисков, испытание библейских масштабов казалось разумным. Испытание будет простым — испытание огнем. Взяв в руки копье, Питер должен был пробежать между колоннами горящих бревен. Если он выйдет невредимым, все согласятся, что копье будет считаться подлинным, а Петр займет свое место среди самых известных пророков. Если же он погибнет, копье, скорее всего, канет в безвестность.
Уверенный в себе, защищенный только своей туникой и маленьким кусочком металла, Петр бросился в пламя и, как ни странно, вышел живым с другой стороны. Однако существует две истории о том, что произошло дальше, и обе они заканчиваются смертью Питера Варфоломея. В одной из них говорится, что он вышел из пламени совершенно невредимым. Толпа, охваченная восторгом по поводу истины о Святом Копье, бросилась на него, чтобы взять часть его одежды или прикоснуться к нему, и он был раздавлен или брошен обратно в пламя и погиб.
И наоборот, в другой истории Петр также вышел из испытания огнем, хотя и был ужасно обожжен и обезображен пламенем. В этой истории Петр ужасно и мучительно страдал почти две недели, прежде чем окончательно скончался от ран.
Так или иначе, кроме небольшой группы французских солдат из родной провинции Петра, Святое копье было в значительной степени забыто после смерти того, кто его обнаружил. Копье, великое средство поднятия боевого духа, доставившее им Антиохию, превратилось в миф и безвестность по мере того, как Крестовый поход продолжал свой марш к Иерусалиму.