Во время президентской кампании 1972 года группа мужчин проникла в офис национального комитета Демократической партии в комплексе Уотергейт. Хотя демократы проиграли выборы с большим отрывом действующему президенту-республиканцу Ричарду Никсону, семена падения Никсона уже были посеяны. Шли месяцы второго срока Никсона, а разрастающийся Уотергейтский скандал подрывал его президентские полномочия. В конце концов, аудиозаписи раскрыли глубокое соучастие Никсона в попытке сокрытия Уотергейтского взлома. Как Уотергейтский скандал привел к первой и пока единственной отставке президента в американской истории? Как самый могущественный человек в стране был пойман на нарушении закона?
Setting the Stage: Тяжелые потери Ричарда Никсона

В 1960 году вице-президент Ричард М. Никсон был кандидатом в президенты от республиканцев, надеясь сменить своего босса Дуайта Д. Эйзенхауэра на посту следующего руководителя. Его соперником был молодой сенатор США Джон Ф. Кеннеди (D-MA). Это была напряженная кампания, в которой общественная поддержка примерно поровну разделилась между двумя политическими силами. В дело вмешалась новая технология: телевидение. Президентские дебаты 1960 года впервые транслировались по телевидению, что, как известно, дало телегеничному Кеннеди преимущество над Никсоном, который якобы отказался от совета, как лучше выглядеть на телеэкране. Хотя избиратели, слушавшие дебаты по радио, считали, что Никсон выступил лучше, те, кто видел их по телевизору, отдали победу Кеннеди.
Кеннеди выиграл выборы, хотя и с очень небольшим отрывом. Удрученный Никсон вернулся в Калифорнию, свой родной штат, где баллотировался на пост губернатора в 1962 году. И снова Никсон проиграл, гневно заявив, что у СМИ больше не будет «Никсона, которого можно пинать… это моя последняя пресс-конференция».
Недоверие Никсона к СМИ восходит к сентябрю 1952 года, когда он был молодым кандидатом в вице-президенты от партии Эйзенхауэра. В прессе появились сообщения о предполагаемых финансовых нарушениях в команде сенатора США, что вызвало фурор. Никсон успешно парировал обвинения своей речью о Чекерсе, заявив, что единственный политический подарок, который он сохранил, — это семейная собака Чекерс. Таким образом, Никсон не только не доверял СМИ, но и научился использовать их как политик. Его закалили два тяжелых поражения в 60-м и 62-м годах, и он поклялся больше не проигрывать.
Setting the Stage: Дело Шено в 1968 году

Шесть лет спустя Никсон снова баллотировался в президенты, решив не уходить из политики после 1962 года. К счастью для него, Демократическая партия и администрация президента Линдона Джонсона находились в смятении из-за все более непопулярной войны во Вьетнаме и убийства популярного кандидата в президенты от демократов Роберта Ф. Кеннеди. Джонсон решил не выдвигать свою кандидатуру на переизбрание, и в итоге Демократическая партия остановилась на кандидатуре его вице-президента Хьюберта Хамфри. Выбор партии в пользу Хамфри, который не участвовал в президентских праймериз той весной, способствовал разжиганию драматических беспорядков в Чикаго, вспыхнувших у здания съезда. Предвыборная программа Никсона «закон и порядок» понравилась многим умеренным и независимым избирателям, уставшим от социальных и политических потрясений конца 1960-х годов.
Однако к началу осени демократы, похоже, взяли себя в руки. Администрация Джонсона добивалась заключения мирного соглашения, которое могло бы положить конец участию США во Вьетнаме, что давало политическое преимущество Хамфри. Однако переговоры быстро развалились… возможно, благодаря вмешательству Никсона. Будучи бывшим вице-президентом, Никсон обладал большими связями, и его обвинили в том, что в лице Анны Ченно он имел «черный» дипломатический канал связи с правительством Южного Вьетнама. Ченно, богатая светская львица и жена бывшего генерала ВВС США Клэр Ли Ченно, якобы убедила лидеров в Сайгоне саботировать мирные переговоры Джонсона. Она убеждала их продолжать войну, мотивируя это тем, что если Никсон станет президентом, то он поможет им одержать полную победу. Таким образом, «дело Ченно» якобы показало, что Никсон не боялся «играть грязно», когда дело касалось политики.
Лето 72-го: Взлом Уотергейтского комплекса

Никсон победил на выборах 1968 года и добился переизбрания в 1972 году. Его переизбрание было организовано Комитетом по переизбранию президента (Committee to Reelect the President, или CRP). Утверждается, что CRP был готов на грязные игры, чтобы получить преимущество над предстоящим соперником (соперниками) Никсона на выборах, что, возможно, привело к тому, что критики Никсона стали называть комитет аббревиатурой CREEP. В предрассветные часы 17 июня 1972 года охранник гостинично-офисного комплекса «Уотергейт» в Вашингтоне заметил, что кто-то засунул бумаги в замки дверей штаб-квартиры Демократического национального комитета. Прибывшая полиция арестовала пятерых мужчин — «водопроводчиков», которых Белый дом использовал для поиска и пресечения утечек (информации) в СМИ.
Группа «Водопроводчики» была создана после утечки «Пентагоновских бумаг» в 1971 году, которая показала, что Белый дом лгал о ведении войны во Вьетнаме. Хотя раскрытая информация касалась только 1967 года, до президентства Никсона, Никсон чувствовал, что ему необходимо нанести ответный удар по предполагаемому левому заговору. Это, вероятно, привело к тому, что Никсон счел оправданным использовать «водопроводчиков» для саботажа против демократов в 1972 году, поскольку антивоенный кандидат от демократов Джордж Макговерн был для него неприемлем. После ареста пятерых взломщиков выяснилось, что один из них работал непосредственно в Белом доме.
Уотергейтский скандал разрастается

Белый дом отрицает свою причастность к взлому Уотергейта. Однако два Washington Post Журналисты Карл Бернстайн и Боб Вудворд продолжали копать. У журналистов был секретный источник, который давал им информацию и был известен только под кодовым именем «Глубокая глотка». Глубокая Глотка» встречался с журналистами семь раз, предоставляя важнейшую информацию, которая раскрыла заговор Белого дома. Одной из таких сенсаций стало то, что чек на 25 000 долларов, предназначенный для перевыборной кампании Никсона, был переведен на счет одного из уотергейтских грабителей. Несмотря на эту новость, общественность не проявила особого интереса к этой истории, и администрация Никсона объявила о завершении расследования к концу августа.
Однако в течение осени дополнительная информация продолжала связывать Белый дом с кражей со взломом, а также с другими незаконными действиями в ходе избирательной кампании, например, со слякотными фондами, используемыми для политических интриг. Пока эта информация тихо накапливалась, Никсон выиграл перевыборы в ноябре с историческим отрывом, набрав более 60 % голосов избирателей и победив в 49 из 50 штатов. Антивоенный Макговерн, кандидат от демократов, победил только в Массачусетсе и Вашингтоне. Два месяца спустя начался суд над уотергейтскими взломщиками, и быстро стало ясно, что в деле есть и другие факты. 5 февраля 1973 года сенатский комитет собрался для расследования президентской кампании 1972 года.
Апрель 1973 года: Секретная система прослушивания Никсона раскрыта

При расследовании деятельности президента США крайне важно собрать веские доказательства. Даже если бы пятеро уотергейтских грабителей работали на Никсона, разве можно было бы найти доказательства? Во время сенатского расследования один из сотрудников Белого дома раскрыл сенсацию. Александр Баттерфилд, заместитель помощника президента, в июле 1973 года дал показания о том, что в начале 1971 года он руководил установкой системы аудиозаписи с голосовой активацией. Баттерфилд не знал, что следственный комитет еще не знал о пленках. Несколько дней спустя комитет вызвал их в суд.
Президент Никсон отказался выполнять повестку, ссылаясь на привилегию исполнительной власти. Это аргумент в пользу того, что для того, чтобы действовать быстро и уверенно в качестве главы администрации и главнокомандующего, президент должен быть свободен от чрезмерного надзора. 9 августа следственный комитет подал иск против Никсона в федеральный суд, и дело пошло в гору. В конце концов канцелярия Никсона заявила, что подчинится только приказу Верховного суда США.
Октябрь 1973 года: Резня субботним вечером

Человеком, потребовавшим записи, был Арчибальд Кокс, специальный прокурор, назначенный генеральным прокурором. И генеральный прокурор, и специальный прокурор были сотрудниками исполнительной власти, то есть официально работали на президента. Никсон предложил Коксу предоставить расшифровки записей, а не сами аудиокассеты. Когда это предложение было отвергнуто, Никсон приказал генеральному прокурору Эллиоту Ричардсону уволить Кокса. Вместо этого Ричардсон подал в отставку, за ним последовал его заместитель Уильям Рукельсхаус.
Роберт Борк, генеральный солиситор (адвокат, выступающий в защиту правительства США), был следующим на очереди и согласился уволить Кокса. Этот инцидент вызвал бурную реакцию и привел к призывам к импичменту Никсона со стороны многих членов Конгресса. В феврале 1974 года Палата представителей одобрила создание следственного комитета для импичмента президента. Новый специальный прокурор, Леон Яворский, продолжал требовать аудиозаписи из офиса Никсона. Сенатское расследование завершилось в конце февраля; теперь полным ходом шло расследование импичмента.
Июль 1974 года: Верховный суд выносит решение против Никсона

1 марта 1974 года большое жюри в Вашингтоне предъявило обвинения семи чиновникам администрации Никсона в рамках расследования «Уотергейта». В апреле федеральный суд снова выписал повестку на запись и назначил дату суда на 9 сентября. В ответ Никсон опубликовал отредактированные расшифровки записей. На следующий день, 1 мая, адвокаты Никсона заявили о привилегиях исполнительной власти как о причине, по которой Никсон не должен был сам представлять аудиозаписи. Позже в том же месяце ордер на сертификацию был направлен в Верховный суд США для решения вопроса о конституционности заявления Никсона о привилегиях исполнительной власти.
Судьи заслушали устные аргументы 9 июля и вынесли решение 24-го: Никсон сделал не не имеет права на исполнительную привилегию. В деле, Соединенные Штаты против НиксонаВерховный суд единогласно постановил, что исполнительная привилегия не является универсальной. Суд постановил передать пленки судье, который должен был решить, имеют ли они отношение к уголовным делам против чиновников Никсона. Эти пленки, ставшие теперь публичными, будут доступны следователям по импичменту в Палате представителей. Несколько дней спустя комитет по импичменту Палаты представителей утвердил три статьи импичмента.
9 августа 1974 года: Ричард Никсон уходит в отставку (чтобы избежать импичмента)

Аудиозаписи стали «дымящимся пистолетом», свидетельствующим о том, что Никсон активно скрывал результаты уотергейтского расследования и нарушил закон. Он потерял поддержку своей собственной политической партии и, таким образом, оказался под реальной угрозой отстранения от должности в результате импичмента. Хотя для отстранения от должности требуется большинство в две трети голосов в Сенате США, большинство сенаторов-республиканцев, скорее всего, проголосовали бы за его отстранение из-за открытости его вины. Никсон потерял поддержку общественности и понимал, что пытаться остаться на посту бесполезно.
8 сентября 1974 года Никсон вышел на телевидение и обратился к стране, заявив, что на следующий день уйдет в отставку. Он подписал заявление об отставке в 11:35 утра 9 августа, став первым президентом США, ушедшим в отставку. На вертолете семья Никсона покинула Белый дом и отправилась на базу ВВС Эндрюс, откуда вылетела в Калифорнию. Нация оцепенела от неприятного осознания того, что президент был обманут. Преемник Никсона, вице-президент Джеральд Форд, месяц спустя принял решение помиловать Никсона и избавить нацию от возможности предания бывшего президента суду.
Послесловие: Потеря веры в исполнительную власть

Уотергейтский скандал и отставка Никсона оставили нацию в тревоге, особенно после бесславного окончания войны во Вьетнаме и на фоне экономического кризиса, вызванного нефтяным эмбарго ОПЕК. В социальном, экономическом и политическом плане Америка переживала спад. Они с недоверием относились к «вашингтонским инсайдерам», таким как Никсон и Форд, имевшим долгую политическую карьеру. В результате малоизвестный аутсайдер по имени Джимми Картер набрал обороты на президентских праймериз 1976 года среди демократов. Избирателям понравились его смелость, энергичность и тот факт, что он был губернатором штата, а не членом «вашингтонского класса».
Джеральд Форд имел сомнительную честь стать первым президентом США, которого никогда не выбирали избиратели; он был назначен вторым вице-президентом Никсона после того, как первый, Спиро Т. Агню, ушел в отставку в октябре 1973 года. Помилование Никсона Фордом, хотя, возможно, и было мудрым, возмутило многих избирателей. Справедливо или нет, но Форд был тесно связан с администрацией Никсона на протяжении всей кампании. Картер выиграл выборы, и ему часто приписывают восстановление веры в президентство, хотя в 1980 году многие считали, что он проделал не самую лучшую работу в области экономики и внешней политики. Картер проиграл свое переизбрание республиканскому претенденту Рональду Рейгану, но сегодня его считают хорошим выбором для восстановления Белого дома после Уотергейта.