Великий папский раскол: Два христианских лидера против друг друга » Блог о искусстве и кино

Великий папский раскол: Два христианских лидера против друг друга

Logo


В отличие от Великого раскола 1054 года, который простые люди почти не заметили, папский раскол затронул сердца. Каждый священнослужитель и светский князь, каждый должен был сделать выбор. В некоторых странах это был король против своего архиепископа и духовенства, включая простых деревенских пасторов, преданных той или иной стороне. Люди были напуганы. Что, если священник, крестивший их умирающего ребенка, выбрал не того папу? Что, если они будут гореть в аду за свои грехи, потому что их духовник был предан не тому архиепископу? Вместе с чумой, Столетней войной и политическими беспорядками во многих частях Европы папский раскол принес чувство ужаса. Очевидно, что Бог был разгневан. И его наместник на папском престоле должен был смягчить святой гнев. Но кто из них?

Годы до папского раскола: Кризис Великого Средневековья

чума пьеарт ду тильт
Жители Турне хоронят жертв Черной смерти, из Пьерар ду Тиелт, 1353 г., через Ссылки и инструменты бельгийского искусства

В конце XIV века назревал кризис. Одной из причин стала эпидемия чумы. Европейцы уже сталкивались с бубонной чумой, но эпидемия, поразившая Европу в XIV веке, — Черная смерть — была беспрецедентной. Целые деревни превращались в кладбища, городские стены становились тюремными решетками для тех, кто не мог убежать в деревню. Те, кто бежал, обычно уносили инфекцию с собой и умирали в любом случае. Не зная микробиологии, распространялись дикие теории, и люди обращались к духовным средствам лечения.

Чума была главным, что наводило ужас на европейцев, но это был не единственный ужас. Столетие подходило к концу, и каждые сто лет среди людей распространялись пророчества о том, что в этом году непременно наступит конец света. Затем наступил политический кризис. Столетняя война опустошила Западную Европу; Францией правила дофина, а король находился в плену. Центральная Европа оказалась в беспорядке вскоре после смерти великого императора Люксембурга, и его потомство развязало гражданскую войну.

А потом была церковь.

Западная церковь в конце XIV века

авиньонский дворец папы римского
Фасад Папского дворца в Авиньоне, 2005 год, через Wikipedia Commons

В 1309 году колесо фортуны повернулось для папства. Могущество церкви, возросшее в XIII веке, достигло предела. Прошли те времена, когда папы заставляли императоров преклонять колени, когда свергали их, и вмешивались в европейскую политику. Последний великий папа Средневековья, Бонифаций VIII, переоценил пределы папской власти и осмелился бросить вызов французскому королю Филиппу IV. И он проиграл; в результате унизительного инцидента ему пришлось признать поражение и прожить оставшиеся годы в отчаянии. Его преемники правили в соответствии с пожеланиями французского короля и переехали в Авиньон. Французский король провел папского коня через ворота, представляясь смиренным слугой Церкви, но все знали правду. Времена независимой папской политики прошли, и теперь Франция будет диктовать слова папских булл.

Авиньонские папы: главная причина папского раскола

джорджо вазари папа возвращается в рим
Возвращение папы Григория XI в Рим из Авиньона, Джорджо Вазари, via Wikimedia Commons

Авиньон был свободным анклавом на территории Франции, и папы могли свободно приходить и уходить. Это был не плен. И большинство пап были счастливы в Авиньоне. В отличие от Рима, где приходилось считаться с общественным мнением и благодушием богатых римских семей, здесь они чувствовали себя свободно. Французы ослабли после смерти Филиппа IV и не слишком сильно влияли на церковь. И в отличие от Рима с его зловонным Тибром, Авиньон мог процветать благодаря искусству поздней готики и раннего Ренессанса.

Папы в Авиньоне вели светскую жизнь с любовницами и изысканным вином, в сопровождении знаменитых художников и пышного двора. Это не осталось незамеченным, и все громче звучали голоса о том, что Церковь должна вернуться к своим истокам. Первый Джон Уайклифф и второй Джон Гус критиковали те самые пороки церкви, которые впоследствии привели протестантских реформаторов к созданию собственного института. Но в тот момент это было немыслимо.

Главной точкой интереса для всех тех, кто призывал Церковь вернуться к своим истокам, было место Святого Петра. Екатерина Сиеннская, Франциск Петрарка и Данте Алигьери были лишь немногими из таких критиков. Все они призывали папу вернуться в Рим, покинуть светский и пышный Авиньон и вернуться туда, где должен быть преемник Святого Петра.

Но все было не так просто. Франция не хотела так просто отпускать папу, и началась дипломатическая борьба с императором Священной Римской империи Карлом IV, который в итоге одержал победу. Карл сделал своей пожизненной миссией возвращение папы в Рим. С Григорием XI ему это удалось.

Папский раскол начинается

папский раскол миниатюра
Спорящие клирики, 1370 — 1378, через Французскую национальную библиотеку

Григорий вернулся в Рим только для того, чтобы объявить, что уедет после празднования Пасхи. Рим показался ему непривлекательным, а римляне — угрожающими. Однако прежде чем он смог уехать, он умер, и в Риме собрался конклав, чтобы убедиться, что папа останется и на этот раз. Кардиналы чувствовали давление и имели свои собственные планы. Ни при каких обстоятельствах новый папа не должен быть французом, и римские семьи прибегли к вымогательству и насилию, чтобы он стал римлянином.

Кардиналы избрали Урбана VI, и на этом все могло бы закончиться. К сожалению, Урбан VI оказался жестоким, холеричным человеком со странными и опасными реформаторскими идеями. Большинство кардиналов пожалели о своем решении, переехали в Ананьи и объявили, что выборы были проведены под давлением и не имеют законной силы.

Некоторые остались верны избранному папе, который без колебаний отлучил мятежников от церкви. Отступники избрали Климента VII, который переехал в Авиньон. И, конечно же, отлучил от церкви тех, кто остался в Риме, вместе со всеми их преемниками. Таким образом, у Западной церкви было два главы.

Папский раскол как проблема каждой души

бош боронование ада
Избавление от адских мук, автор Иероним Босх, XIV-XV век, via Wikimedia Commons

Два папы, один в Авиньоне, другой в Риме, просуществовали недолго, но после их смерти Церковь не стала единой. Напротив, возникли две отдельные линии пап, и кризис продолжался до 1417 года. Почему это имело значение? Католическая церковь стоит на скале Святого Петра, которого сам Иисус назвал первым папой. По крайней мере, так учит церковь. Иисус дал Петру власть отпирать небесные двери. Папа, как преемник Святого Петра, передает власть кардиналам и архиепископам. Они благословляют папской властью тех, кто стоит ниже в церковной иерархии, и так продолжается. Каждый сельский пастор должен быть в состоянии проследить свою линию власти до Папы. Если бы он не мог этого сделать, то благословение, которое он давал, таинства, которые он совершал, крещение, отпущение грехов, последние обряды и брак — все это было бы недействительным.

А это означало, что те, кто принимал это таинство, жили в грехе. Если их брак был недействительным, они жили в прелюбодеянии. Если крещение было недействительным, они попадали в ад. И не было отпущения грехов, потому что если у исповедника не было полномочий, исповедь была бесполезна. Таким образом, половина всех христиан отправлялась в ад, и никто не знал, в какой именно, потому что духовенство и князья выбирали папское место в соответствии со своими политическими предпочтениями. И по мере того как простые люди видели это, кризис углублялся.

Конец папского раскола

сигизмунд люди, разрешившие папский раскол пизанелло
Сигизмунд Люксембургский, 1433 г., через Музей искусств, Вена

Когда в 1409 году в Пизе собрался собор, на нем был избран новый папа. Это только усугубило кризис, поскольку ни один из двух оставшихся пап не принял избрание, а значит, теперь было три папы. Так продолжаться не могло. Поскольку возвращение папы в Рим в 1377 году было делом рук императора Люксембурга Карла IV, решение папского раскола должно было стать наследием его сына, Сигизмунда.

После того как Сигизмунд вышел победителем из войны со всей своей семьей, он стал императором Священной Римской империи. Ему удалось стабилизировать ситуацию в Центральной Европе и добиться признания всей Германии. Он созвал совет в Констанце, вольном городе на Бодензее, и обеспечил безопасность его участников своими войсками.

рихентальский констанцский собор положил конец папскому расколу
Заседание Констанцского собора, автор Ульрих фон Рихенталь, 1460 — 1465, via Wikimedia Commons

В Констанц приехали все значимые персоны; Сигизмунду удалось избавиться от всех трех пап. С помощью хитроумной смеси дипломатии и насилия три папы были вынуждены принять свое низложение. Кардиналы ссорились из-за мелочей, и собор пришлось созывать в течение трех лет. Но Сигизмунд был терпелив. Он председательствовал на каждом заседании собора, давая кардиналам понять своим угрожающим присутствием, что они не уйдут, пока не разрешат папский раскол. Новый папа был избран под именем Мартина V и поклялся реформировать церковь.

Наследие папского раскола

Констанцский собор ян хус папский раскол
Сцена заседания Констанцского собора с участием магистра Яна Гуса, автор Вацлав Брожик, 1883 г., via Wikimedia Commons

После Констанцского собора папский раскол не закончился. Новый папа не смог выполнить свое реформаторское обещание, потому что Констанцский собор создал опасный прецедент. Чтобы низложить трех пап, собор должен был провозгласить себя выше папы и таким образом получить возможность низлагать и избирать новых пап по своей прихоти. Таким образом, папство глубоко погрузилось в кризис примирения, который закончился в 1458 году. Но это была политическая борьба, недоступная простым людям. В Риме был папа, который ссорился со своими кардиналами, как это всегда бывает у пап. Папский раскол закончился, и европейские души были в безопасности. По крайней мере, на несколько лет, пока не разразился новый кризис.

Вернуться наверх