Временная шкала европейской архитектуры в Средние века » Блог о искусстве и кино

Временная шкала европейской архитектуры в Средние века

Logo


После падения Рима в 476 году влияние римской культуры на Западную Европу ослабло. Образовались неримские государства, которые развивали отдельные архитектурные стили, в некоторой степени ориентируясь на Рим как на идеал. Другим важным моментом для раннесредневековой архитектуры стало завоевание Юстинианом Италии, которое оставило после себя элементы византийского искусства. Эти элементы способствовали развитию архитектуры в VIII и IX веках в шедеврах Каролингов и их императорских династий-преемниц. Грандиозный размах привел к появлению двух международных архитектурных стилей — романского и готического. Романская архитектура, как следует из самого термина, отсылает к древнеримскому наследию Западной Европы. С другой стороны, готика, которая изначально была уничижительным термином, оказала такое влияние, что даже современная архитектура черпает в ней вдохновение.

Предшественники каролингской архитектуры

сан-витале равенна юстиниан византийская архитектура
Сан-Витале в Равенне, через Smart History

Трудно определить, с какого момента начинается история средневековой архитектуры. Широко распространенное, но, возможно, ошибочное мнение заключается в том, что греко-римская культура распалась между VI и началом VIII веков и вызвала упадок монументального искусства. В IV и V веках Западная Европа превратилась в мозаику региональных и племенных государств. Вестготы правили почти всей Испанией с V по VIII век, и их единственным сохранившимся зданием является церковь Сан-Хуан-Баутиста в Банос-де-Серрато. На севере Италии лангобардские короли строили здания (в основном разрушенные сейчас), для которых характерны отсылки к классическому искусству и отголоски современной Равенны.

мавзолей теодориха острогожская архитектура равенна
Мавзолей Теодориха, 526 год, via Flickr

После ослабления Рима римское завоевание Италии сделало такие города, как Равенна и Милан, новыми центрами архитектуры. Гробница остготского короля Теодориха показывает амбивалентный политический и культурный статус Равенны VI века. Она представляет собой эклектичный синтез римской двухэтажной структуры, сирийских массивных пепловых конструкций и остготских традиций кладки, которые видны в монолитном куполе. Наличие константинопольских зданий в Равенне определило будущее средневековой архитектуры. Базилика Сан-Витале была закончена под непосредственным покровительством императора Юстиниана. Ее архитектурные элементы, двухэтажный восьмиугольный план, массивные пирсы, мраморные мостовые и мозаики играют важную роль в развитии каролингской архитектуры.

Каролингская архитектура

палатинская капелла в аахене каролингская архитектура
Христос на троне из Палатинской капеллы, 804 год, через Smart History

Первые проблески единого и неповторимого стиля Западной Европы появились с коронацией нового римского императора Карла Великого в 800 году. Новый франкский император стремился к великому возрождению античной культуры с уникальным политическим характером. Форма каролингской архитектуры в целом является римской, так как в ее основе лежала программа подражания римским христианским зданиям. С некоторыми добавлениями византийского влияния, она продолжила архитектурное наследие Рима в Средние века. При дворе Карла Великого интеллектуалы того времени организовали амбициозную систему имперского патронажа, которая вызвала расцвет монументальной архитектуры. Палатинская капелла в Ахене — это здание восьмиугольной формы с мозаичным декором и двухэтажным интерьером, обрамленным массивными арками, напоминающее базилику Сан-Витале в Равенне. Она наглядно демонстрирует желание Карла Великого подражать раннехристианским зданиям с центральной планировкой.

церковь святого рикье архитектура
Фотография Сен-Рикье работы Эдуара Бальдуса, ок. 1855 г., через Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити

Еще одним римским элементом, возрожденным каролингской архитектурой, было использование базилики. В конце VIII века началась реконструкция Центулы, или Сен-Рикье, близ Аббевиля. Карл Великий щедро финансировал проект и приказал доставить из Рима основания, колонны и лепнину. Его грандиозный западная крепость, или западный фасад базилики, был одним из самых ранних примеров этого архитектурного элемента. Западный фасад Сен-Рикье, как и его план, стал предтечей романской архитектуры.

Оттоновская архитектура

святой кириак в гернроде оттоновская архитектура
Святой Кириакус в Гернроде, 961 год, через официальный сайт Кведлинберга

Склонность Каролингов к римской культуре и искусству была подхвачена династией Оттонов и перенесена во второе тысячелетие. Оттоны происходили из герцогского рода из Саксонии (восточная Германия) и к X веку набрали силу, чтобы претендовать на королевский статус. Как Карл Великий в 800 году, Оттон I был коронован Папой Римским как первый официальный император Священной Римской империи в 962 году. С тех пор каждый оттонский король определял себя как римского императора в стиле Константина и Карла Великого. Подхватив имперскую традицию, Оттоны должны были подтвердить ее с помощью каролингской архитектуры.

Период Оттона I хорошо представлен в средней Германии монастырской церковью святого Кириака в Гернроде, открытой в 961 году. Ее связь с каролингской архитектурой и Сен-Рикье прослеживается в экстерьере, где ритмично сменяются колонны под арками с основательными опорами из каменной кладки.

собор святого михаила в хильдесхайме оттоновская архитектура
Святой Михаил в Хильдесхайме, XI век, via Flickr

Проект Сен-Рикье пользовался неизменным успехом в Германии, где его влияние прослеживается из поколения в поколение на протяжении веков. Самым известным оттоновским сооружением является церковь Святого Михаила в Хильдесхайме, построенная епископом Бернвардом. Строительство церкви было завершено к 1033 году, и после многочисленных разрушений она была восстановлена на основе первоначальной планировки. Это трехнефная базилика с двумя трансептами и двумя парами башен. Капители колонн в интерьере моделированы с использованием византийских элементов, напоминая капители Сан-Витале. Ученые признают церковь Святого Михаила одним из самых ранних образцов романской архитектуры.

Романская архитектура в Бургундии

аббатство клюни iii романская архитектура
Реконструкция Клюни III, через Smart History

Начало романской архитектуры тесно связано с возрождением монашества в Западной Европе и развитием монастырских сетей цистерцианских, клюнийских и картузианских церквей.

Клюни III (историки искусства отмечают третью реконструкцию аббатства) стал лучшим примером того, как этот стиль зародился и распространился по Западной Европе. С момента своего основания бургундское аббатство обладало беспрецедентной независимостью, подчиняясь только папству. Это уникальное положение в западном христианстве сделало его достаточно важным, чтобы передать туда мощи святых Петра и Павла. Вокруг этих мощей возникла пятинефная базилика с двумя трансептами и лучеобразными капеллами. Она была построена по образцу древнеримских базилик, а точнее, повторяла размеры базилики Святого Петра в Риме.

Среди других римских элементов — использование витрувианских пропорций и системы бочкообразных сводов. Использование этих форм, элементов, гармонии и пропорций положило начало романской архитектуре. Использование двух трансептов и западная часть из традиций каролингской архитектуры показывает связь здания с прошлым своего региона. В его сети насчитывалось более тысячи церквей и монастырей, и его визуальная идентичность служила примером для других архитекторов и мастеров, как это видно на примере аббатства Везелей и собора в Аутуне.

Романская архитектура за пределами Франции

собор сантьяго-де-компостела
Сантьяго-де-Компостела, 11-13 века, через ЮНЕСКО

Романский архитектурный стиль, возникший во Франции, распространился по всей Европе, внеся свой вклад в огромное разнообразие средневековой архитектуры. Некоторые средневековые государства так и не вышли из своей ранней романской фазы, другие создали совсем другую романскую архитектуру. Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании возвращает нас к аббатству Клюни, поскольку стилистически оно неотличимо от своих родственных паломнических церквей во Франции.

шпейерский собор романская архитектура
Шпейерский собор, XI-XII века, через ЮНЕСКО

В Германии, центре средневековой Священной Римской империи, романская архитектура стала частью имперской традиции. Шпейерский собор, начатый при императоре Конраде II около 1030 года и завершенный в своем первом виде около 1060 года, является одной из самых монументальных романских церквей. Его спокойное величие и массивные стены имеют римскую концепцию. Экстерьер собора с сочлененной каменной кладкой, апсидой с глухой аркатурой и карликовой галереей, а также башнями не менее впечатляющ.

Средневековая Италия отличалась богатейшим разнообразием романской архитектуры, развивая многочисленные версии в разных регионах. На севере Италии происходил постоянный обмен идеями и архитекторами между Священной Римской империей и автономными городами-государствами. Эта связь прослеживается в таких элементах, как окна на башнях, увеличивающиеся с высотой, пилястры, декоративная аркатура и глухие галереи на фасаде. Отличным примером такого обмена является Пизанский собор.

Зарождение готической архитектуры

святой этьен нормандская готическая архитектура
Аббатство Сент-Этьен в Кане, XI век, через Изображения средневекового искусства и архитектуры Питтсбургского университета

Корни готического стиля уходят в Нормандию XI века и нормандскую Англию. В аббатстве Сент-Этьенн в Кане сначала двойные раковины, расходящиеся от массы, были собраны в линейные колончатые элементы. Развитие готики перешло на юг, в Иль-де-Франс, где в середине XII века появились первые цельные образцы готической архитектуры.

аббат сюгер аббатство святого дениса готическая архитектура
Сен-Дени в Париже, XII век, via Flickr

Начало готической архитектуры связано с аббатом Шугером и его реставрацией аббатства Сен-Дени близ города Парижа. Идеологической основой реконструкции стало сочинение «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита, текст которого был популярен в XII веке. Дионисий Ареопагит — первый архиепископ Афин, мученик и ученик святого Павла, которого в XII веке ошибочно смешивали с Сен-Дени, или Дионисием. Во времена аббата Сугера строительство велось только на западном фасаде и хорах церкви. Фасад разделен на три части с тремя входами. Над центральной частью находится розетка, ставшая символом готической архитектуры.

Стройные колонны разделяют амвон на два концентрических нефа. Внешний неф перекрыт пятичастными ребристыми сводами, а внутренний — четырехчастными. Создается эффект четкого пространственного распределения. Пролеты открыты со всех сторон, а в стенах лучевых капелл имеются большие проемы, заполненные витражами, наполняющими церковь большим количеством света.

Те же элементы вскоре появятся в церквях в Суассоне, Шартре и Нотр-Дам де Пари.

Архитектура поздней готики

солсберийский собор англия романская архитектура
Солсберийский собор, XIII век, через Академию Хана

В XII веке Иль-де-Франс был резиденцией французской монархии, а Париж — интеллектуальной столицей Европы. В пределах французской монархии готическая архитектура и искусство быстро распространились. Англия, чьи короли владели частью Франции в XII веке, стала первой страной, принявшей готический архитектурный стиль. Собор Солсбери XIII века показывает, как готическая архитектура была вплетена в существующую архитектурную среду. Его план вытянут по горизонтали, а не соответствует типичной вертикали готической архитектуры, единственным исключением является башня над переходом. Внешний вид характеризуется наличием контрфорсов, которые выполняют в основном декоративную функцию.

коронация в вестминстерском аббатстве рисунок интерьера
Коронация Георга в Вестминстерском аббатстве, работа Джорджа Крукшенка, 1865 г., через Британский национальный музей, Лондон

Вестминстерское аббатство было построено над могилой короля Эдуарда Исповедника между XIII и XVI веками. Его лучезарные капеллы, амбулатории, ребристые своды и вертикальный подъем повторяют французскую имперскую архитектуру, как это видно в Реймсском соборе и Сент-Шапелле. В отличие от Солсбери, его высота и узкие нефы нарушают традицию вытянутых зданий в Англии, подчеркивая вертикальность. Четырехчастные ребристые своды покрывают хор, трансепт и боковые нефы нефа, а неф сводился более линейным и декоративным ребристым сводом.

Хотя готическая архитектура считается последним из средневековых архитектурных стилей, ее значение для будущего зодчества видно по ее возрождению в XIX веке, когда в Европе появился неоготический стиль. Он сыграл решающую роль в формировании идеи «золотого века» и послужил источником вдохновения для модерна.

Вернуться наверх