Значение позолоченной иллюминации рукописей в эпоху правления династии Каролингов » Блог о искусстве и кино

Значение позолоченной иллюминации рукописей в эпоху правления династии Каролингов

Logo


С 750 по 900 год нашей эры Западная Европа пережила всплеск производства иллюминированных манускриптов. Иллюминирование рукописей в Средние века представляло собой процесс украшения рукописных текстов золотом или серебром, красками, сложными рисунками и миниатюрами. Иллюстрирование книг должно было быть как функциональным, так и декоративным. Иллюминированные инициалы и рисованные миниатюры обозначали начало важных разделов текста и позволяли читателям легко ориентироваться в книге. Более сложные миниатюры, включая сцены, помогали читателю вникнуть в текст. Другие иллюстрации, похожие на монументальную живопись, развивали доктрины, записывали события или рассказывали истории. Наибольшего расцвета иллюминирование рукописей достигло в период правления династии Каролингов, где оно развивалось параллельно с возрождением классической культуры.

Иллюминирование рукописей до династии Каролингов

книга келлов островное искусство иллюминирование рукописей
Дева с младенцем из Книги Келлс, через Тринити-колледж Дублина

После падения Рима и римской культуры в Западной Европе производство и сохранение манускриптов остались лишь в нескольких центрах материковой Европы. Между тем монастыри на севере Европы, особенно в Ирландии, сыграли важнейшую роль в сохранении и освещении рукописей. Многие ирландские монахи путешествовали по Англии и Западной Европе, основывая многочисленные монастыри. Эти монастыри scriptoria это места, где изготавливались, переписывались и украшались рукописи.

Книга Келлса, созданная в начале IX века, считается шедевром ирландской или инсулярной иллюминации рукописей. Ирландия никогда не была завоевана Римом и не находилась под его культурным влиянием, поэтому ее нехристианские традиции оставались сильными и нашли отражение в иллюминации манускрипта. Геометрические мотивы и переплетающиеся полосы с цветочными и животными мотивами были адаптированы из языческой ирландской культуры. Новшество, которое эта рукопись привносит в инсулярное искусство, — фигурные изображения с дидактической функцией.

сакраментарий дрого каролингская рукопись иллюминирование
Сакраментарий Дрого, 850-855 годы, через Библиотеку Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия

Эти особенности инсулярного искусства повлияли на рукописи Меровингов, Каролингов и Византии, а некоторые его элементы до сих пор можно увидеть в иллюминации манускриптов позднего Средневековья. В течение короткого периода династия Каролингов сместила акцент в сторону классических стилей и применила более антропоморфный, репрезентативный и ориентированный на послания религиозный и политический подход к искусству в рамках христианизации империи.

Каролингские иллюстраторы переняли крупные, сильно украшенные инициалы инсулярного искусства и разработали историзированные (украшенные рисунками, изображающими сцены из текста) украшенные инициалы для создания небольших повествовательных сцен. Впервые они появились в конце периода, в частности, в Сакраментарий Дрого (850-855).

Каролингское Возрождение и писцовая культура

жан виктор шнетц карл великий получает картину алкуина
Карл Великий принимает Алкуина в 780 году, автор Жан-Виктор Шнетц, 19 век, через Meister Drucke

Династия Каролингов продолжала традиции франкских правителей-воинов, ведя войны и покоряя соседей, но с заметными изменениями в политической идеологии. Спустя три столетия, когда последний император западной части Римской империи был свергнут, в 800 году н.э. папа римский короновал нового императора. Политическая программа нового императора Карла Великого и его интеллектуальной элиты была направлена на формирование культурной программы, названной, возможно, ошибочно, Каролингским Возрождением. В основе программы лежало возрождение политических институтов и культуры Римской империи Константина Великого, который считался идеальным императором на протяжении всего Средневековья.

Что касается книгопечатания, то здесь изменения проявились во внедрении единого шрифта, каролингского минускула, стандартизация которого положила начало интервалу между словами с пробелами. Другой реформой стало возрождение использования латыни в многонациональной империи. Оба изменения были призваны обеспечить единообразие и дисциплину в работе церкви и государства.

Каролинги renovatio был процессом, основанным на письменном слове. Его стремление к аутентичным текстам, библейским, литургическим и научным, нельзя отделить от потребности в украшении. Количество текстов, созданных и сохранившихся от этого периода, придает каролингской иллюминации рукописей особое значение.

Особенности иллюминирования каролингских рукописей

святой матфей эббо евангелия иллюминирование рукописей
Святой Матфей из Евангелий Эббо, 825-850, via Flickr

Количество сохранившихся текстов свидетельствует о явном изменении стиля каролингской иллюминации рукописей по сравнению с ее предшественниками. Отделившись от плоских, двухмерных работ раннехристианской, ранневизантийской и инсулярской иллюминации рукописей, каролингские художники стремились вернуть своим работам третье измерение. Классические рисунки использовались в качестве моделей для попыток создания иллюзий пространства. Зачатки этого развития видны в ранних книжных иллюминациях династии Каролингов. Портрет святого Матфея в Евангелиях Эббо демонстрирует попытки художника показать тело как трехмерный объект в пространстве. Художники использовали изогнутые линии и штриховку, чтобы создать иллюзию формы и положения тела евангелиста. Под подножием стула левая нога святого Матфея закинута за кресло, чтобы создать у зрителя иллюзию перспективы.

Как в каролингских рукописных иллюминациях, так и на резьбе по слоновой кости портреты правителей и евангелистов обычно помещены в классическую городскую обстановку. Обычные архитектурные элементы, в которые помещаются фигуры, — это две колонны классического вида, несущие арку, как на портретах евангелистов в Евангелии Ада и Евангелии святого Медарда де Суассона. Еще одним заметным отличием от более ранней традиции инсульского искусства, но в соответствии с римским наследием, является использование пурпура и золота, связанных с императорским покровительством, что заметно в рукописях, связанных с двором в Ахене.

Придворная школа иллюминирования рукописей

карлемань годескальк иисус христос
Иллюстрации из евангелистария Годескалька, 781-783, через Национальную библиотеку Франции

Центром интеллектуальной и художественной деятельности империи был двор каролингских императоров, начиная с Карла Великого и заканчивая Людовиком Благочестивым и Карлом Лысым. При дворе в Ахене, игравшем роль надзирателя, было собрано множество книг, использовавшихся в качестве источников для каролингской иллюстрации. Так называемая придворная школа сыграла решающую роль в развитии и распространении уникального стиля каролингской иллюминации рукописей. В центре внимания художников стало изображение человека в соответствии с нормами классического искусства. Это стало поворотным моментом в западноевропейском искусстве в целом.

Одной из первых рукописей, иллюминированных в новом классическом стиле, стал Евангелистарий Годескалька. Изображения Христа на троне и четырех евангелистов занимают целые страницы манускрипта, что стало стандартной практикой в дальнейшем. За Евангелистарием Годескалька последовал ряд рукописей, украшенных серебряными и золотыми буквами, изображениями канонических таблиц и отдельными символами. Следуя развитию стиля придворной школы, Евангелия святого Медара де Суассона содержат уникальные символические изображения, такие как Fons Vitae. В переводе с латыни «Источник жизни» — это классическое круглое здание, из которого черпают живительную воду, а также образ Неба.

Различные школы иллюминирования рукописей

иллюминирование рукописей утрехтской псалтыри
Утрехтская псалтырь, ок. 825 г., через Британскую библиотеку, Лондон

Интеллектуальный центр империи находился при дворе Аахена, но постепенно в IX веке возникли новые центры. Каролингские рукописи производились в нескольких скрипториях при монастырях в Реймсе, Туре, Корби и Меце. Каждая из этих мастерских выработала свой собственный стиль, основанный на влиянии того или иного региона.

Реймсская школа изготовления рукописей оказала непосредственное влияние на иллюминирование книг в позднем Средневековье. В Евангелии Эббо (816-835 гг.) использован энергичный, размашистый стиль с быстрыми мазками, который оказывал влияние на иллюминацию рукописей в течение десятилетий. Портрет евангелиста Матфея в Евангелиях Эббо похож на иллюстрацию псалмопевца в первом псалме Утрехтской псалтыри, которая также принадлежала Реймсской школе. Ее новаторские и натуралистичные фигурные линейные рисунки стали самым влиятельным новшеством каролингского искусства. Из скриптория Хаутвиллерс близ Реймса Утрехтская псалтырь попала через канал в Англию. В Кентербери ее иллюстрации были тщательно скопированы в Харлейской псалтыри.

Псалтирь Тиберия, Евангелия Аренберга и Псалтирь Эадуи, одни из лучших английских рукописей XI века, демонстрируют схематичный, динамичный стиль каролингской рукописи.

вивиан библия чарльз лысый иллюминирование рукописей
Портрет Карла Лысого из Вивианской Библии, ок. 850 г., via warfare.gq

Школы иллюминирования рукописей в Туре были заметны во второй половине IX века, особенно при аббате Вивиане. Период около середины века считается золотым веком искусства в Туре, а созданные здесь рукописи повлияли на производство манускриптов в последующие Средние века.

Первая Библия Карла Лысого, или Вивианская Библия, является наиболее представительным образцом школы благодаря своей связи с императором. На одной из страниц изображен портрет императора Карла, соответствующий образу библейского царя Давида. Император на троне изображен принимающим Библию в присутствии императорской гвардии, аббатов и монахов из монастыря. Сцена окутана идеализированной архитектурой с витыми колоннами, капителями и арками. Рука Бога в верхней части указывает на императора, подразумевая, что он избран божественным провидением, чтобы вести за собой избранный народ.

Золото, драгоценные камни и слоновая кость

украшение рукописи кодекса ауреуса святого эммерама
Передняя обложка Кодекса Ауреуса из Сент-Эммерама, ок. 870 г., через Image Glossary for the Art of the Middle Ages

О том, как династия Каролингов ценила книги, свидетельствует использование драгоценных материалов для их оформления. Некоторые сохранившиеся рукописи демонстрируют использование сокровищных переплетов, богатых корешков с драгоценными камнями, оправленными в золото, и резных панелей из слоновой кости. Необходимость использования драгоценных материалов была продиктована символикой, которую эти материалы несли. Например, блеск золота в Средние века считался эманацией божественного света. Главным каролингским примером украшенных драгоценными камнями, тисненых, золотых обложек Евангелия является Codex Aureus из Сент-Эммерама. Изготовленный для императора Карла Лысого, внука Карла Великого, и стилистически близкий к обложке Евангелий Линдау, он является современным шедевром каролингской золотой работы.

Линии драгоценных камней образуют крест, разделяя L-образные поверхности инкрустированным гребнем, создающим прямоугольник в месте соединения рук креста. Прямоугольник украшен фигурой Христа Великого. Масса чередующихся сапфиров и изумрудов в сочетании с жемчугом — все в изысканной золотой оправе. Замысловатая филигрань заполняет все промежутки между драгоценными камнями. Поскольку драгоценные камни возвышаются на миниатюрных платформах, они образуют трехмерную «архитектуру», символизирующую раннехристианскую идею Небесного Иерусалима как идеального города Бога. Фигуры окружающих внутренних полей состоят из двух групп: типичные портреты четырех евангелистов с их символами и те, что представляют собой повествовательные сцены из жизни Христа.

Вернуться наверх