The Domus Aurea, или «Золотой дом», был огромным и роскошным дворцовым комплексом, построенным императором Нероном в самом сердце древнего Рима. Дворец, раскинувшийся на трех холмах, был одним из самых экстравагантных архитектурных чудес древнего мира и занимал площадь около 100 гектаров (250 акров). Роскошный комплекс включал в себя чудесные сады, искусственное озеро, фонтаны, статуи, фрески и даже вращающуюся столовую! Сказочный дворец стал символом власти и влияния Нерона, а также упадка и падения императора.
После его смерти в 68 году н. э. преемники Нерона пытались стереть память о нем, разрушив дворец и похоронив его под новыми зданиями, в том числе Колизеем. The Domus Aurea оставался скрытым в течение многих веков, пока его не открыли заново в эпоху Возрождения, вдохновив множество художников, восхищавшихся его картинами и украшениями. Сегодня дворец, расположенный под оживленными улицами Рима, представляет собой увлекательный археологический объект, позволяющий взглянуть на жизнь и культуру древнего города и великолепие утраченной империи.
Domus Aurea Шедевр императора Нерона
После Великого пожара Рима 64 года н.э., император Нерон воспользовался возможностью построить свой грандиозный дворец — Domus Aurea. Известный как «Золотой дом», огромный дворцовый комплекс раскинулся на большинстве опустошенных территорий, включая Палатин, Эсквилин и Келийские холмы. Это было роскошное сооружение, воплощение амбиций и мечтаний Нерона. [Территория Домус была больше, чем просто дворец. На огромной территории (более 100 гектаров) располагались разросшиеся сады, искусственные озера, виноградники, фонтаны, целая армия статуй, множество зданий и сотни комнат, искусно украшенных роскошными фресками.
Главным событием стало вращающаяся столовая — архитектурное чудо древнего мира. Чтобы придать ей индивидуальность, император Нерон заказал колоссальную бронзовую статую самого себя — Колосс Нерона. Таким образом, Domus Aurea был не просто резиденцией императора. Это был символ абсолютной власти Нерона, а для его врагов — явное и наглядное доказательство упадка императора.
Это было чудо архитектуры и искусства
Начиная с 64 года н. э., лучшие архитекторы, инженеры и художники в течение четырех лет неустанно трудились над воплощением мечты Нерона. Результатом стало чудо Римская архитектура и искусства — Золотой дворец. Здания и сады огромного комплекса были заполнены скульптурами, которые император, считавший себя художником, привозил из Греции и Малой Азии. Сложные настенные росписи украшали стены, инкрустированные полудрагоценными камнями, самоцветами, ракушками и, конечно же, золотом. Восьмиугольный зал — изюминка дворцового комплекса — отличался вращающимся потолком, создающим иллюзию движущихся небес.
Архитекторы дворца, Целер и Северус, пошли еще дальше, установив на потолке панели, которые открывались, чтобы осыпать гостей ужина духами, лепестками роз и подарками. Грандиозный дворец Нерона был удивительным зрелищем, затмевая более известные Виллу Адриана в Тиволи. Для тех, кто посетил Domus Area, сразу же станет ясно одно. Император Нерон был настоящим властелином мира.
И все же это привело к падению Нерона
В то время как Domus Aurea был императорской резиденцией, но, похоже, Нерон планировал, чтобы по крайней мере некоторые части комплекса были открыты для граждан Рима, где император играл роль защитника и покровителя искусств. Однако время его строительства было неудачным, так как работы начались сразу после Великого пожара Рима.
Могущественные враги императора, многие из которых сенаторы, воспользовались возможностью и обвинил Нерона в пожаре, используя роскошный «Золотой дом» как символ декаданса и расточительства императора — явное и наглядное свидетельство мании величия императора, проиллюстрированное колоссальной статуей Нерона, установленной у входа в большой дворец. Столкнувшись с растущей враждебностью, Нерон покончил с собой в 68 году н. э., через шесть месяцев после завершения строительства комплекса.
Дворец Разделил судьбу Нерона
The Domus Aurea разделил судьбу своего создателя. После кровавой гражданской войны, новая династия Флавиев решила избавиться от всех символов ненавистного императора. Стремясь дистанцироваться от экстравагантности Нерона, Император Веспасиан приказал заполнить искусственное озеро и построил на этом месте амфитеатр. Интересно, что Веспасиан не стал уничтожать колоссальную статую Нерона, переделав ее в статую бога солнца Гелиоса. Что в итоге и дало название Флавианскому амфитеатру — Колизей. В последующие десятилетия большинство зданий было погребено под землей, а над ними были построены новые сооружения. Такие историки, как Суетоний и Кассий Дио, стремясь узаконить новую императорскую династию, очернили имя и репутацию Нерона, превратив Domus Aurea, от символа Римской империи великолепие Римской империи и предупреждение об опасности бесконтрольной власти.
Domus Aurea стал последним наследием императора Нерона
Имперская пропаганда сделала все возможное, чтобы стереть память об огромном дворцовом комплексе, который на короткое время стал чудом древнего мира. Тем не менее, в Domus Aurea не мог быть полностью уничтожен. В одном из таких исторических поворотов захороненные останки НеронаБольшой дворец Нерона вновь увидел свет после случайного открытия в конце XV века.
Изысканные фрески, затейливые украшения и монументальные сводчатые помещения покорили художников и архитекторов, способствуя возникновению эпохи Возрождения. РафаэльПосещение давно замурованных залов — гротов — вдохновило мастера живописи и его коллег на создание совершенно нового художественного стиля — гротеск — подражая мифологическим и фантастическим сценам, изображенным на фресках в Domus Aurea. Кроме того, открытие Золотого дворца Нерона вызвало новый интерес к классической античности и Древнему Риму, который не ослабевает и по сей день.
By Ведран БилетаМагистр поздней античной, византийской и ранней современной истории, бакалавр историиВедран — доктор наук, работает в Будапеште. Его основной интерес — античная история, в частности позднеримский период. Когда он не проводит время с военной элитой позднеримского Запада, он делится своей страстью к истории с теми, кто готов его слушать. В свободное время Ведран играет в варгейминг и обсуждает «Звездный путь».